интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Хронограф » Все объяснит круженье рук, движенье глаз...

 
 
 

Все объяснит круженье рук, движенье глаз...

Автор: от 20-11-2010, 02:19, посмотрело: 2824

Все объяснит круженье рук, движенье глаз... Какие ассоциации появляются у вас при упоминании такого вида искусства, как балет? Наверное, большинство сразу же вспоминает о Майе Михайловне Плисецкой. Не удивительно – стоило хотя бы один раз увидеть эту выдающуюся балерину на сцене или даже на экране телевизора, забыть ее было невозможно. Даже ярые "нелюбители балета" знают о ее уникальных руках, особенно поражающих в "Лебедином озере" Чайковского и "Умирающем лебеде", созданном Фокиным на музыку Сен-Санса специально для Анны Павловой. По рассказам очевидцев, Анна Павлова в этой роли поразила самого композитора, после зрители полюбили "Лебедя" в исполнении не менее прекрасной балерины Галины Улановой, но с Майей Плисецкой не сравнится никто.

Майя Михайловна Плисецкая - советская и российская артистка балета, хореограф, писатель, актриса, народная артистка СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, награждена Орденом "За заслуги перед Отечеством" I степени. Лауреат премии "Триумф" (2000). Кавалер Французского Ордена Почетного легиона.

Главная прима балета родилась 20 ноября 1925 года в Москве в известной семье советского хозяйственного деятеля Михаила Эммануиловича Плисецкого и актрисы немого кино Рахили Михайловны Мессерер.

С 1932 по 1936 года жила на Шпицбергене, где её отец сначала работал первыми руководителем "Арктикугля", а впоследствии - и генеральным консулом СССР. В ночь с 30 апреля на 1 мая 1938 года Михаил Плисецкий был арестован, осужден и в этом же году расстрелян (реабилитирован во время хрущёвской оттепели). Мать будущей примы депортировали в Казахстан в Акмолинский лагерь жён изменников Родины. Чтобы маленькую Майю не отдали в детдом, её удочерила тётя по материнской линии, солистка Большого театра, балерина Суламифь Мессерер.

В 1943 году Майя Плисецкая окончила Московское хореографическое училище. Сразу была принята в труппу Большого театра, где работала по 1988 год. Начинала в кордебалете, вскоре перешла на сольные партии. Навсегда стала лучшим украшением таких балетов, как "Лебединое озеро", "Каменный цветок", "Спартак".

Конфликты в Большом театре в 80-е годы заставили Плисецкую покинуть Россию и искать себе достойное место в Европе. Она выбирает Испанию. Возможность станцевать подлинную классическую трагедию ей предоставила балетная труппа француза Юрода Нанси ("Федра", балетм. С. Лифарь) и балетная труппа "Театро лирико насиональ" ("Мария Стюарт", балетмейстр X.Гранеро). 1988-1990 - художественный руководитель "Театро лирико насьональ" (Мадрид).

Не остался незамеченным и драматический талант Майи Михайловны. Она снималась в художественных фильмах "Анна Каренина" (1968), "Чайковский" (1970), кинофильме-концерте "Мастера русского балета" (1953), кинофильмах-балетах "Лебединое озеро" (1957), "Сказка о Коньке-Горбунке" (1961), "Анна Каренина" (1975), в телеэкранизациях балетов "Болеро" и "Айседора" ("Поэзия танца", 1977), "Кармен-сюита" (1978), "Дама с собачкой" (1986), в телевизионном фильме "Фантазия" (по мотивам "Вешних вод" И. С. Тургенева, реж. А. В. Эфрос, 1976), "Чайка" (1982).

Творчеству примы посвящены документальные фильмы "Майя Плисецкая" (1964; новая ред. 1981), кинофильм "Балерина" (1969), телефильм-концерт "Майя Плисецкая" (1973 и 1974), телефильм "Майя Плисецкая. Знакомая и незнакомая" (1987).

С 1990 Майя Михайловна выступала с концертными программами за рубежом, вела мастер-классы. В 1994 в Санкт-Петербурге состоялся Первый международный балетный конкурс "Майя", посвященный творчеству Плисецкой.

В настоящее время Майя Михайловна вместе с мужем, композитором Родионом Щедриным, живет в Испании, но олицетворяет в мире знаменитый русский балет.

Я снова вижу голубой, далекий свет,
Прекрасным принцем мне является балет,
Он позолоченную туфельку дает
И за собою в мир загадочный ведет... (И.Резник)

Категория: Хронограф