интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Хронограф » С днем рождения, Олег Павлович!

 
 
 

С днем рождения, Олег Павлович!

Автор: от 17-08-2010, 03:59, посмотрело: 3692

Сегодня исполняется 75 лет народному артисту СССР Олегу Павловичу Табакову. Вряд ли найдется в нашей стране человек, которому не знаком этот выдающийся деятель культуры. Талантливый профессионал, Артист с большой буквы. Даже маленьким детям знаком его голос, которым говорит один из самых любимых мультперсонажей - кот Матроскин, а фильм "Мэри Поппинс, до свидания!" просто не представляется без колоритнейшего персонажа - мисс Эндрю. Кем бы ни был Табаков на сцене и на экране - героем, неудачником, комическим персонажем - он всегда на высоте. Даже небольшие его роли не остаются незаметными.

Итак, Олег Павлович Табаков.

Народный артист СССР. Киноактёр. Художественный руководитель МХАТ им.А. П. Чехова.
Основатель, художественный руководитель Театра под руководством Олега Табакова. Член Совета по культуре при Президенте РФ.

Родился 17 августа 1935 года в г. Саратове в семье врачей — Павла Кондратьевича Табакова и Марии Андреевны Березовской, прекрасно образованных русских интеллигентов.

Ранее детство провёл с любящими родителями и бабушками. Его семья познала все тяготы войны: отец ушёл на фронт, возглавивив военно-санитарный поезд № 87, мать, чтобы прокормить детей, работала в эльтонском военном госпитале. После войны родители расстались.

Олег Табаков учился в мужской средней школе № 18 города Саратова. Решающее влияние на выбор профессии оказали занятия (1950—1953) в театральном кружке «Молодая гвардия» Саратовского дворца пионеров и школьников, руководимом уникальным педагогом театрального мастерства Натальей Иосифовной Сухостав, ставшей «крёстной матерью» в профессии для ста шестидесяти актёров.

В 1953 году Олег Табаков поступил в Школу-студию МХАТ, на курс Василия Осиповича Топоркова. Был одним из лучших студентов. Учась на третьем курсе, сыграл свою первую роль в кино в фильме «Саша вступает в жизнь» режиссёра Михаила Швейцера.

В 1957 году под крышей Школы-студии МХАТ О. Н. Ефремов создал Студию молодых актёров, преобразовавшуюся впоследствии в театр «Современник». Ефремов оказал большое влияние на окончательное профессиональное становление Табакова. По словам Табакова, Современник стал одновременно и «…подтверждением величия Московского Художественного театра, его методологии, учения Станиславского и Немировича-Данченко о живом актёре, живой жизни человеческого духа, воспроизводимой на сцене сегодня, здесь, сейчас», и «новым организмом, по сути дела взрывающим МХАТ изнутри… Вполне закономерно, что МХАТ не принял и не вобрал в себя Студию молодых актёров, что, может быть, было одной из трагических ошибок этого театра…» «Современник» стал самостоятельной единицей, а Олег Табаков — самым молодым из шести основателей нового театра. Роль студента Миши в спектакле «Вечно живые» стала его первой работой в театре. С 1957 по 1983 год Олег Табаков являлся ведущим артистом «Современника». Его роли в спектаклях «Голый король», «Три желания», «Всегда в продаже», «Обыкновенная история» снискали невероятный успех. Одновременно с этим Табаков — один из наиболеее востребованных и известных артистов отечественного кинематографа. Много работал на радио. В 1968 году, по приглашению театра «Чиногерны клуб», Олег Табаков сыграл в Праге свою самую любимую роль — Хлестакова в спектакле «Ревизор». Оглушительный успех за границей окончательно утвердил «звёздный» статус тридцатитрёхлетнего артиста среди театральных мастеров международного класса. Абсолютно естественным для Табакова является стремление «…постоянно осваивать новые высоты в профессии,… что привело меня к делу, казалось, совершенно неожиданному…» В 1968 году Табаков поставил дипломный спектакль «Женитьба» в молодёжной студии, набранной «Современником». Первый опыт преподавательской деятельности послужил основой для будущего.

В 1970 году, после назначения О. Н. Ефремова художественным руководителем МХАТ, Табаков принимает решение стать директором театра, и одновременно с этим способствует утверждению Г. Б. Волчек на должность главного режиссёра театра «Современник». Директорство Табакова продолжалось шесть лет, и принесло театру немало пользы.

В 1973 году Олег Табаков, преуспевающий и максимально загруженный человек, принимает неожиданное решение — взять на себя ещё одну ношу: обучать молодых актёрскому ремеслу. Собрав команду единомышленников-волонтёров (куда входили В. Фокин, А. Дрознин, К. Райкин, А. Леонтьев, И. Райхельгауз, В. Поглазов, С. Сазонтьев), Табаков устроил беспрецедентную акцию: объявив набор в драмкружок, прослушал три с половиной тысячи претендентов-старшеклассников, и отобрал всего 49 человек. В этом «драмкружке», располагавшемся во Дврце пионеров им. Крупской, дети обучались по вузовской программе: им преподавались история мирового искусства, история русского театра, сценическое движение и пластика. В 1976 году Олег Табаков на базе ГИТИСа набрал курс из двадцати шести студентов, основой которого стали те, кого он привёл из своего «драмкружка»: Н. Лебедева, И. Нефёдов, Л. Кузнецова, М. Овчинникова, В. Никитин, А. Якубов, О. Топилина и К. Панченко. Среди пришедших поступать учиться у Табакову «самотёком» была Елена Майорова. Открылась новая страница в жизни Табакова — профессиональное преподавание. Своему первому курсу Табаков отдал максимум. Программа обучения сильно отличалась от существовавшей в институте театрального искусства. Табаковским «первенцам» достались и чтение «запрещённой» литературы, и встречи с Высоцким, Окуджавой, Шверубовичем, и другими знаковыми фигурами того времени. Мастер всегда был щедр к ученикам, посвящая занятиям всё своё свободное время.

В 1977 году, с помощью начальника Бауманского РСУ Ю. Л. Гольцмана, Табакову удалось получить бывший угольный склад на Чаплыгина, 1а. Собственными руками мастер и его курс очистили и отремонтировали заброшенное помещение, со временем превратившееся в знаменитый подвал «Табакерка».

В 1978 году состоялась премьера «подвала» — спектакль «С весной я вернусь к тебе» по пьесе А. Казанцева. Затем были «Две стрелы», «Прощай, Маугли!», «Белоснежка и семь гномов», «Страсти по Варваре». Студенты Табакова обучались мастерству, ежедневно участвуя в спектаклях. Вскоре «подвал» стал известен не только в Москве. С 1979 года о студии стали писать лучшие журналисты и критики того времени — А. Аджубей, Е. Сурков, А. Свободин, И. Соловьёва. После успешнейших гастролей студии в Венгрии стало очевидно, что на свет появился новый Театр. Однако официального статуса театру не дали. Запретом В. В. Гришина, первого секретаря МГК партии, была разрушена новая, чрезвычайно жизнеспособная и талантливая актёрская генерация, созданная и воспитанная Олегом Табаковым. «Современник», куда Табаков обратился с просьбой принять в труппу своих выпускников с уже сформированным и обкатанным репертуаром, отверг его предложение. «Современник» повторил ошибку МХАТ, отказавшего когда-то Студии молодых актёров. Шанс на обновление устоявшегося театра вновь был упущен.

С 1980 по 1982 год выпускники Табакова, вынужденные разойтись по разным театрам, продолжали собираться в «Табакерке» по ночам, репетировать и даже выпускали премьеры. В те годы вышли «Записки сумасшедшего», «Жак-фаталист», «Случай в зоопарке». Последней попыткой восстановить прежнюю жизнь подвала стал спектакль «Пролетарская мельница счастья», сорванный однажды из-за неявки неотпущенной с «основного места работы» актрисы. Жизнь подвала замерла.

В самое тяжёлое для себя время, в период «запрета на профессию», Табаков продолжал работать, читая лекции студентам Хельсинкской театральной академии. Поставил с финнами дипломный спектакль «Две стрелы».

1982 год — Табаков набирает новый актёрский курс, который через несколько лет станет основой труппы нового театра.

С 1976 по 1983 год Табаков оставался в «Современнике» на «разовых» ролях, и в 1983 году принял решение о переходе во МХАТ по приглашению О. Н. Ефремова. Первой ролью Табакова стал Сальери в пьесе П. Шеффера «Амадей». По сей день это один из наиболее посещаемых спектаклей театра.

1986 год — первый зам. министра культуры подписал приказ о создании трёх московских театров-студий, одним из которых был театр-студия под руководством Олега Табакова.

1 марта 1987 год — завершена реконструкция подвала на ул. Чаплынина, 1а. Табаков ставит спектакли в подвале, играет сам и воспитывает актёров, совмещая всё с необыкновенной лёгкостью. Характеризуя своё детище, Табаков называет «Табакерку» «нормальным, русским, традиционным, реалистическим психологическим театром». Реалистическим не в том смысле, что он чурается, к примеру, театра абсурда или того, что сам Табаков называет «театром правдоподобия невероятного» — Гоголя, Гофмана, Салтыкова-Щедрина. «…Наоборот, наш театр вбирает всё и от этого становится и более мощным, и более маневренным, и более полнокровным по звучанию. Театр интересен, когда он не просто тиражирует жизнеподобие, а когда пытается осуществлять езду в незнаемое…»

«Табакерка» создана Табаковым по всем правилам русского театра-семьи со своими законами и расстановкой сил, где есть мудрый «отец» и где происходит постоянное обновление, приток новых, талантливейших сил. Лучшие ученики Табакова выходят на профессиональную сцену, являясь студентами второго и даже первого курса Школы-студии МХАТ. Это — «стабильная и оправдывающая себя практика» обучения мастерству и достижения внутренней свободы, необходимой профессиональному актёру. В 1985 году Олег Табаков по просьбе Ефремова стал ректором Школы-студии МХАТ. Ему удалось сохранить традиции Студии, основанной Вл. И. Немировичем-Данченко. Уровень обучения всем предметам в Школе-студии остаётся высоким, университетским. Профессиональный отбор — чрезвычайно жёстким и однозначным. Слава Школы-студии МХАТ давно преодолела границы. Студенты со всего мира приезжают в Москву, познавать тайны ремесла. В 1990 году в Бостонском университете (США) Табаков основал “Russian-American Performing Arts Center” — «Школу Станиславского», как называют её американцы, где преподают многие преподаватели Школы-студии (Олег Табаков занимается с американскими студентами во время собственного отпуска).

1987 год — драматический раздел МХАТ на две группы. Табаков последовал за О. Н. Ефремовым во МХАТ им.А. П. Чехова. С 2001 года Олег Табаков параллельно совмещает следующее:

* Художественное руководство, режиссура, участие в спектаклях «Театра-студии под руководством Олега Табакова»;
* Работу во МХАТ им.А. П. Чехова в качестве актёра;
* Обучение студентов и режиссура за границей;
* Продюсирование;
* Съёмки в кинофильмах.

2001 год — Олег Павлович Табаков назначен художественным руководителем МХТ имени А. П. Чехова, и теперь совмещает это с художественным руководством Московским Театром п/р О. Табакова.

С 2002 года Олег Павлович Табаков был удостоен следующих наград:

* Премия Президента Российской Федерации в области литературы и искусства;
* Премия газеты «Московский Комсомолец» по итогам 2002—2003 гг. («Лучший дуэт» — спектакль МХТ имени А. П. Чехова «Копенгаген»);
* Премия читателей газеты «Аргументы и факты» «Национальная гордость России»;
* Премия «Чайка» в номинации «Сердце ангела» за продюсерские успехи;
* Премия газеты «Московский Комсомолец» (роль Серебрякова в спектакле «Дядя Ваня»);
* Премия газеты «Московский Комсомолец» (сезон 2004-2005 гг.) в номинации «Человек года»;
* Премия «Чайка» в номинации «Патриарх»;
* Премия «Хрустальная Турандот» в номинации «За доблестное служение искусству»;
* Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени;
* Премия имени Г. А. Товстоногова (в рамках Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит», сезон 2006-2007 гг.) — «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства»;
* Звание почётного доктора Чешской академии изящных искусств (2008 г.).

Участвует в спектаклях:

Амадей
Копенгаген
Последняя жертва
Тартюф
Безумный день, или Женитьба Фигаро
Билокси-Блюз
Два ангела, четыре человека
Дядя Ваня
На всякого мудреца довольно простоты
ПОХОЖДЕНИЕ, составленное по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»
Сублимация любви

Роли в кино:

2010 Очень русский боевик (в производстве) :: Президент США
2010 Львы, орлы и куропатки (в производстве) :: Лейкин
2010 Иго любви (в производстве) :: Муратов, меценат театра
2010 Горбунок (в производстве)
2009 Мелодия для шарманки (Украина)
2007 Сублимация любви (фильм-спектакль) :: Леоне Саваста :: главная роль
2007 Диверсант. Конец войны :: председатель Артеменко
2006 Родственники | Rokonok (Венгрия)
2006 Андерсен. Жизнь без любви :: Симон Мейслинг
2005 Статский советник :: Князь Долгоруцкий
2005 Есенин :: генерал Семагин
2005 Дополнительное время :: Тарасов, полковник в отставке :: главная роль
2004 Богатство :: Губницкий
2002 Леди на день :: мэр Нью-Йорка
2001 Подари мне лунный свет :: эпизод
2001 Мнения сторон | Taking Sides (Австрия, Великобритания, Германия, Франция) :: полковник Дымшиц
1999 Что сказал покойник :: Инспектор Йенсен
1999 Президент и его внучка :: Президент :: главная роль
1999 Кадриль :: Саня Арефьев :: главная роль
1997 Три истории (киноальманах) (Россия - Украина) :: Старик
1997 Сирота казанская :: Павел
1996 Двадцать минут с ангелом (фильм-спектакль)
1995 Ширли-мырли :: Суходрищев
1994 Московские каникулы :: Маурицио Костеллани
1993 Хочу в Америку (Беларусь)
1992 Сталин | Stalin (Венгрия, США)
1991 Чокнутые
1991 Тени (фильм-спектакль) :: Клаверов
1991 Ближний круг | Inner Circle, The | Il proiezionista (Италия, США, СССР) :: генерал Власик
1990 Шапка :: Директор комбината, бывший работник "органов"
1990 Царская охота | Ruské impérium (Италия, СССР, Чехословакия) :: Князь Голицын
1989 Сердце не камень :: Исай Данилыч Халымов
1989 Оно :: Дементий Варламович Брудастый - Органчик :: главная роль
1989 Любовь с привилегиями :: Николай Петрович
1989 Искусство жить в Одессе :: Цудечкис
1988 Шаг (СССР, Япония) :: Тутунов
1988 Раз, два, горе - не беда! :: Царь Иван
1988 Кабала святош (фильм-спектакль) :: Жан-Жак Бутон
1988 Дорогое удовольствие :: Сёма
1987 Человек с бульвара Капуцинов :: Гарри Мак - Кью, владелец салуна, бармен :: главная роль
1986, 1987 Конец света с последующим симпозиумом :: Пол Коуэн
1986 Путь к себе :: Павел Семенович Хромов
1986 Путешествие мсье Перришона :: мсье Перришон :: главная роль
1986 Очи черные | Dark Eyes | Oci ciornie (Италия) :: Петр Васильевич
1985 После дождичка в четверг :: Кащей Бессмертный
1985 Корабль пришельцев :: главный конструктор :: главная роль
1985 Город невест :: Реутов
1984 Чужая жена и муж под кроватью :: Иван Андреевич
1984 Если можешь, прости :: Степан Кузьмич
1984 Время и семья Конвей :: Робин Конвей :: главная роль
1984 Аплодисменты, аплодисменты :: Сергей Георгиевич Шевцов :: главная роль
режиссер
1983 Поцелуй :: бригадный генерал
1983 Петля :: Станислав Христофорович Меншутин
1983 Оглянись! :: Юрий Николаевич
1983 Мэри Поппинс, до свидания! :: мисс Эндрю
1983 Кое-что из губернской жизни :: пожилой господин
1983 Али-Баба и сорок разбойников (фильм-спектакль) :: Али-Баба :: главная роль
1982 Прозрачное солнце осени (короткометражный)
1982 Полеты во сне и наяву :: Николай Павлович
1982 Печники :: майор-военком
1981 Эзоп (фильм-спектакль) :: Ксанф
1981 Всё наоборот :: Ермаков-папа
1981 Вакансия :: Юсов Аким Акимыч
1980 Незваный друг :: Алексей Степанович Греков :: главная роль
1979 Несколько дней из жизни И.И. Обломова :: Илья Ильич Обломов :: главная роль
Приз «Золотой щит Оксфорда» актеру на МКФ в Оксфорде (1980 г.)
1979 Москва слезам не верит :: Володя
1979 Ах, водевиль, водевиль! :: Акакий Назарыч Ушица :: главная роль
1978 Хористка (короткометражный) :: Колпаков
1978 Накануне премьеры :: Патов Николай Николаевич :: главная роль
1978 Красавец-мужчина :: Апполон Евгеньевич Окоёмов :: главная роль
1978 Двенадцатая ночь (фильм-спектакль) :: Мальволио
1978 Д'Артаньян и три мушкетера :: король Людовик XIII
1977, 1979 Открытая книга :: Крамов Валентин Петрович
1977 Транссибирский экспресс :: Федотов
1977 Неоконченная пьеса для механического пианино | Unfinished Piece for the Player Piano :: Павел Тимофеевич Щербук
1977 Любовь Яровая (фильм-спектакль) :: Аркадий Петрович Елисатов"
1977 Бирюк :: Берсенев
1976 Сказ про то, как царь Петр арапа женил :: Ягужинский
1976 Розыгрыш :: отец Комаровского
1976 Марк Твен против... :: Марк Твен :: главная роль
1976 Иван Федорович Шпонька и его тетушка (фильм-спектакль) :: Иван Федорович Шпонька :: главная роль
1976 12 стульев :: Альхен
1975 Шагреневая кожа (фильм-спектакль) :: Рафаэль :: главная роль
1975 Меняю собаку на паровоз :: режиссер
1975 Каштанка :: месье Жорж :: главная роль
1975 Из записок Лопатина (фильм-спектакль) :: режиссер
1975 Волны Черного моря :: Василий Петрович Бачей :: главная роль"
1974 Лев Гурыч Синичкин :: Фёдор Семёнович Борзиков
1974 Домби и сын (фильм-спектакль)
1973 Семнадцать мгновений весны :: Вальтер Шелленберг :: главная роль
1973 Дача :: Юрий
1973 Балалайкин и К (фильм-спектакль) :: Балалайкин
1972 На дне (фильм-спектакль) :: Татарин
1971 Мальчики
1971 Достояние республики :: Макар Овчинников :: главная роль
1970 Тайна железной двери :: Рыжков Евгений
1970 Случай с Полыниным :: Виктор Балакирев
1970 Сердце России :: Усиевич
1970 Пес, сметана и труба (короткометражный) :: дружинник Калиткин
1970 Обыкновенная история (фильм-спектакль) :: Александр Адуев
1969 Студент (фильм-спектакль) :: Беневольский
1969 Король-олень :: Чиголотти
1969 Гори, гори моя звезда :: Владимир Искремас :: главная роль
1967-1970 Штрихи к портрету :: Бухарин
1966 Выстрел :: Иван Петрович Белкин :: главная роль
1965 Строится мост :: Зайцев
1965 Дорога к морю :: Лев Чемезов
1965 Война и мир :: Николай Ростов
1963 Живые и мертвые :: старший лейтенант Крутиков
1961 Чистое небо :: Сергей
1960 Шумный день :: Олег Савин :: главная роль
1960 Испытательный срок :: Саша Егоров :: главная роль
1959 Накануне | В навечерието (Болгария, СССР) :: Павел Яковлевич Шубин
1959 Люди на мосту :: Виктор Иванович Булыгин
1958 Дело "Пестрых" :: Игорь Пересветов
1956, 1957 Саша вступает в жизнь :: Саша Комелев :: главная роль


Использована информация с сайта театра-студии п/р О.Табакова

Категория: Хронограф