интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Пришел, увидел, оценил » В гостях хорошо, а у Родченко и Степановой лучше

 
 
 

В гостях хорошо, а у Родченко и Степановой лучше

Автор: Анна Чередова от 25-12-2014, 03:02, посмотрело: 938

В начале зимы в бурный поток культурной жизни столицы влилась выставка «В гостях у Родченко и Степановой», приуроченная к 120-летию Варвары Фёдоровны Степановой, советской художницы-авангардистки начала 20 века. Ее муж, Александр Михайлович Родченко, один из основоположников конструктивизма, скульптор и фотограф, их ученики и последователи наполнили своим творчеством и своей жизнью девять залов экспозиции в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина.

Мастерская Родченко и Степановой превратилась в мастерскую их жизни. Один из адресов в Москве – Волхонка, дом 14, где супруги жили до конца 1921 года, - стал очагом развития конструктивизма – молодого авангардистского направления, характеризующегося строгостью форм и геометризмом. Именно здесь и состоялось первое организационное собрание Группы конструктивистов, здесь были провозглашены идеи направления, здесь обсуждались проекты и клеились коллажи. В их «Мастерской», первом зале, открывающем выставку, соседствуют личные записи, письма Степановой из роддома, эскизы и чертежные инструменты. Творчество проникло в их жизнь и настолько крепко оказалось с нею связано невидимыми нитями, что трудно представить хотя бы один день пары без палитры и готовальни.

Родченко и Степанова рисовали свой мир, состоящий из трех основных формообразующих элементов – плоскости, круга и линии. Первый стал материалом для конструирования, второй – воплощением идеи свечении света, идеи роста и постоянного воспроизводства форм, третий – самый принципиальный элемент, выражающий идею движения, пути, траектории, это и граница, и край, и даже след технологической операции – надреза или слома. Художники жили в мире, где привычные вещи теряют свои обычные очертания и преобразуются в геометрические знаки и первоэлементы искусства. Их «Самозвери» построены на фотомультипликациях как называл их Родченко, которые показывают и детям и взрослым, как из бумаги и подручных средств сделать простые но чудесные игрушки. И не только сделать, но еще разыграть разные истории. Это и есть кусочек того самого мира, который создавали Родченко и Степанова из плоскости, круга и линии.

Первооткрывателями Родченко и Степанова стали не только в искусстве, но и в российской рекламе, и тут нельзя не упомянуть о дружбе супругов с В.В. Маяковским, которой посвящен целый зал «В.В. Маяковский и ЛЕФ». Он был создателем группы «Левого фронта искусства», куда они втроем входили и где разворачивалась деятельность пары. Именно тогда родилась знаменитая марка «Реклам-конструктор: Маяковский – Родченко». Родченко и Степанова оформили все обложки журналов «ЛЕФ» и «Новый ЛЕФ», а также более десятка книг Маяковского. Дружба с ним повлияла на становление Родченко и как фотографа. Отдельный зал знакомит нас с этой вехой в жизни художника. Неудивительно, что среди первых его работ в области портретной съемки оказался именно Маяковский, а также портреты ЛЕФовцев, друзей, соратников, студентов Вхутемаса, художественно-технической мастерской, будущих последователей конструктивизма.

В зале «Париж, 1925», посвященному Международной выставке декоративного искусства и художественной промышленности в Париже, Родченко и Степанова раскрываются как дизайнеры, отвергающие в рекламе коммерческий подход и отстаивающие конструктивный метод. Яркий рекламный плакат Резинотреста кричит со стен музея: «Лучших сосок не было и нет!», плакат акционерного общества: «Тот не гражданин СССР, кто Добролета не акционер!». На них теснятся стрелки, восклицательные знаки, привлекающие внимание, яркие, но элементарные цветовые сочетания: преобладание красного, зеленого и лаконичного черного. Это был апофеоз признания конструктивистов, как новаторов в искусстве и рекламе.

Неотъемлемой частью мира Родченко и Степановой стал цирк, ведь акробаты и клоуны не могут быть реалистами, как не могла быть ими и творческая пара. Родченко ценил в цирковом представлении волшебство и свободу средств выражения. Свои идеи он также выражал языком графики, свободной от привычного представления чего-либо, начиная от человеческой фигуры и заканчивая космосом. Используя минимальные средства выразительности, ему удавалось создавать невероятные кубофутуристичые картины, например «Танец», явившийся образцом линейно-циркулярной графики. Свободно представление и Степановой в ее серии живописных полотен, рисунков и гравюр под названием «Фигуры» - это волшебные картины, завораживающие одновременной простотой форм и сложностью восприятия.

В гостях у Родченко и Степановой начинаешь задумываться о том, как простые вещи могут быть невероятно сложны в плане своей конструкции, макета, каркаса и, наоборот, как что-то сложное можно «разобрать» и представить в виде линий, треугольников, квадратов, используя минимум цвета. Логика Родченко и Степановой - это от простого – к сложному, от хаоса – к организации, от плоскостного – к пространственному мышлению. Однако, несмотря на свою внешнюю строгость и аскетичность, пространство конструктивистов любезно открыто для посетителей ГМИИ им. А. С. Пушкина.

Анна Чередова

Категория: Пришел, увидел, оценил