интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Пришел, увидел, оценил » Увидеть «другого» Наполеона

 
 
 

Увидеть «другого» Наполеона

Автор: София Тарасевич от 9-04-2010, 18:16, посмотрело: 2347

В Государственном Историческом Музее с 11 марта проходит выставка картин художника-баталиста Василия Верещагина. На выставке представлены картины серии "Отечественная война 1812 года", завершенной Верещагиным в 1900 году.

Художник, работая над этой серией картин, сознательно отступал от канонов батальной живописи. Его целью не было изобразить парадно-торжественные стройные ряды войск. Задача состояла именно в том, чтобы показать всю правду о войне, не скрывая ни человеческих страданий, ни тех ужасов, с которыми сталкиваются обычные, живые люди. Похожее отношение к этой теме можно отметить и на знаменитом полотне Верещагина «Апофеоз войны».

Серия картин, посвященная 1812 году, выставлялась при жизни Верещагина не только в Москве, но и в Лондоне, Париже, Вене, Нью-Йорке, Берлине. Сейчас большинство картин принадлежит московскому Историческому музею.

Верещагин – один из первых художников, применявших принцип сочетания звука и света при демонстрации своих картин. Так же, как и век назад, впечатление от его произведений на выставках подкрепляется соответствующими эффектами. Треск пожара, крики людей, конский топот, отблески пламени на стенах – все помогает воссоздать в воображении зрителя полную картину событий 1812 года. Среди экспонатов выставки можно увидеть не только картины, но и французские военные мундиры, оружие, эполеты, и даже походную кровать Наполеона. Между картинами на стенах висят небольшие цветные гравюры европейских и русских художников, напоминающие современные политические карикатуры.

Мы привыкли видеть Наполеона изображенным во всем своем величии – в царственных одеяниях, с гордым взглядом и проч. Верещагин, изучив множество исторических источников, пришел к выводу, что в России 1812 года Наполеон выглядел совсем иначе. Например, на картине «Сквозь пожар» (1899-1900) изображен Наполеон, боязливо прикрывающий руками лицо, бегущий сквозь едкий дым пожара. На другом полотне Наполеон, одетый в теплые зимние одежды, пешком со своими солдатами возвращается на родину. Надпись, сопровождающая картину, говорит о том, что таким манером – пешком, Наполеон шел большую часть пути между Смоленском и Березиною.

Наполеоновские войска разоряли церкви, устраивая в них конюшни; в качестве поджигателей расстреливали первых попавшихся людей (слова очевидицы этих событий о том, что расстреляли за поджог дворового слепого старика, приводит в качестве свидетельства Верещагин). Конечно, такое отношение не могло не вызвать народный гнев. И гнев этот изображен в лице партизан – Верещагин, в противопоставление Наполеону, изображает их отважными и гордыми.

Как завершение, звучит с некоторой иронией комментарий Верещагина к картине «Наполеон I в России. В Городне – пробиваться или отступать?»: «В маленькой грязной избенке собрались: один император, два короля, несколько герцогов-маршалов для решения участи Европы». Звучит весьма интересно, не правда ли? Так изображена действительность Верещагиным: непривычно для его времени и одновременно до крайности правдиво и реалистично.

София Тарасевич

Категория: Пришел, увидел, оценил