Записки юного вуаериста

Автор: Наталия Родькина от 26-11-2012, 21:22, посмотрело: 1815

«В доме» - это не только название новой блестящей киноленты Франсуа Озона, но и главная метафора всей его фильмографии. «Я больше вуаерист, чем эксгибиционист. Люблю подглядывать за людьми через камеру.», - не раз заявлял режиссер. Скорее вдохновленный пьесой «Мальчик в последнем ряду», нежели поставленный по ней, триллер Озона «В доме» воплотил все характерные для режиссера приемы: острую сатиру на французское общество, лелеющее интеллектуалов, свободный взгляд на человеческую сексуальность и тот самый эффект «заглядывания в замочную скважину», который и стал основной темой фильма.

Несостоявшийся писатель, стареющий преподаватель в школе Жермен (Фабрис Лучини) постепенно утрачивает интерес к жизни, отчаясь посеять вечное, доброе и мудрое в великовозрастных школяров, которых заботят лишь они сами и проблемы пубертатного периода. Он одновременно безразличен и придирчив, равнодушен и раздражителен. Но все же ищет хоть какие-то признаки разума среди юных бездельников и просит написать примитивное сочинение о том, как прошли выходные. Тут появляется Клод Гарсиа (Эрнест Умоер) – юноша с тонкими чертами лица и зловещей улыбкой, - единственный, справившийся с заданием. Мальчик пишет не просто банальное сочинение, а наполненную иронией главку будущего романа, в котором он попадает в «типичный дом среднего класса» своего одноклассника Рафы и чувствует «запах женщины среднего класса», «самой скучающей женщины на планете», матери Рафа. Жермен заинтригован слогом, формой сочинения, припиской «продолжение следует» и потворствует Клоду в его увлечении. Сначала он дает школьнику почитать свои любимые произведения, затем устраивает дополнительные занятия, где пытается направить мальчика в верное литературное русло. Новыми опусами ученика Жермен делится со своей женой Дженни, неудовлетворенной жизнью управляющей галереей абстракционистов.

Картина состоит из двух историй, объединяемых записками юного вуариста, - историей Жермена, обучающего Клода, чьи сочинения становятся единственным интересом его пресной жизни, и Клодом, использующим один и тот же лживый предлог «помощи» с учебой Рафе, чтобы раз за разом попадать в его дом и по возможности соблазнить его мать. К этому семейству – папаше-карьеристу с решительным изгибом усов, матери-домохозяйке, бесконечно листающей журналы по интерьеру, сыну-спортсмену, не способному осилить алгебру, - Озон беспощаден, но бьет иронией и по менее очевидным противникам, паре интеллектуалов: Жермен все знает про литературу, но не способен написать собственный роман, Дженни пытается спасти от закрытия картинную галерею, выставляя порнографию.

Но кинокартины подобного плана обычно представляют смышленых подростков достаточно хитроумными, чтобы вести собственную игру. И, вывернув наизнанку архетипичную историю Учителя и Ученика, Озон меняет действующих лиц местами и дает Клоду преподать урок потерявшему вкус к жизни Жермену. Он сам становится действующим лицом зловещего и насмешливого романа школьника. Захваченный сюжетом зритель постепенно теряет ориентацию между реальностью и вымыслом подростка.

«А я в принципе не делаю различий между реальностью и вымыслом. Всё - реальность. Фильмы тоже. Снимая «В доме», я хотел смешать реальность и вымысел так, чтобы не было понятно, где вы: в текстах мальчика или мыслях учителя” – пояснил в одном из интервью Озон.

Наталия Родькина

Категория: Кино большого города