Красота повсюду

Автор: Анастасия Петракова от 20-08-2012, 15:51, посмотрело: 2037

Сотни людей из года в год создавали и создают невероятные шедевры, признанные во всем мире. Искусство - единственная деятельность, которая дает возможность человеку передать окружающий мир под его собственным взглядом, запечатлеть особые эмоции, обратиться к определенным чувствам. Однако все произведения искусства в целом – лишь копия, выражаясь платоновским языком, «тень на стене» от истинной красоты, настоящей природы, у которой творческие люди крадут какую-то частицу прекрасного.

В этом главная идея фильма 1996 года «Ускользающая красота» («Io ballo da sola») Бернардо Бертолуччи. Режиссер крадет красоту родной Италии и показывает её в картине в выигрышном сочетании с красотой юной девушки, сохранив при этом свой стиль и верно отразив нравы времени (разброд 70-х), когда люди купались голыми, а представить девственницу в 19 лет было невозможно.

Юная Люси приезжает к друзьям умершей мамы (к слову, все из них имеют творческие профессии), отдыхающим на холмах Тосканы, чтобы узнать, что делала мать-поэтесса в юности, встретиться с давним другом и заняться с ним любовью первый раз в жизни. А главное, чтобы узнать, кто был её настоящим отцом.
Мотив поиска отца, «эдипов комплекс», использовался Бертолуччи ещё в «Конформисте» (1970), и в «Луне» (1979). В описываемой картине он звучит сильнее, потому что связан попутно с идеей поисков духовного равновесия героини Лив Тайлер, поисков настоящей красоты. Неслучайно две эти линии тесно переплетены по сюжету.
В одной из сцен художник и скульптор Иан, объясняет гостье, что красота людей и природы для него лишь материал, с которым он работает и который преображает. И тогда девушка узнаёт в одной из огромных скульптур, разбросанных по всему поместью, черты своей матери, а в художнике – своего отца.

С мотивом поиска связан мотив утраты. Друзей, к которым приезжает девушка, зритель застает спящими, никто, кроме художника, не занят хоть каким-нибудь делом. Сама Люси постоянно чувствует недостаток любви, причем как родительской, так и мужской, страстной. Интересно, что в фильме этот недостаток не восполняется: когда поиск отца заканчивается успехом, героиня не может остаться с ним и кому-либо об этом рассказать – у последнего крепкая и большая семья. Парень, с которым у Люси был первый секс, уезжает в Америку. После того, как всё искомое найдено и в одно время потеряно, фильм завершается, и интереса к самой девушке, медленно уходящей в даль, у зрителя больше нет.

Бернардо Бертолуччи, даже отдалившись от цивилизации, от больных проблем эпохи, продолжает философствовать, но делает это так ненавязчиво, что многим критикам из года в год было приятнее отметить в картине лишь эротизм и непринужденность. И напрасно, поскольку здесь «зарыто» нечто гораздо большее. Человечество год от года всё сложнее удивить: сколько видов искусства, стилей, жанров, раскрытых тем, переиспользованных сюжетов. Чем покорить взыскательного зрителя, который всё уже видел, которому все кажется скучным, а порой таковым и является?! Даже из множества фильмов, недавно вышедших в прокат, так трудно выбрать то, что действительно заставляет задуматься. Картина Бертолуччи поднимала этот вопрос ещё 20 лет назад, а что касается сегодняшнего состояния искусства, то проблема только усугубилась.
Как ни странно, вспоминается цитата из популярного фильма про пиратов:

- Раньше этот мир был куда больше…
- Нет, мир остался прежним, стало меньше содержимого.


Фраза эта безвременная и очень верная. Может показаться, что содержимого действительно меньше.
Но, может быть, красота окружающих вещей кажется не такой уж очевидной, потому что мы пресыщены ей и теперь уже не можем посмотреть на всё свежим взглядом, увидеть то, что видели когда-то наши предки? Пусть каждый после просмотра картины попробует ответить на этот вопрос сам.

Анастасия Петракова

Категория: Кино большого города