интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Кино большого города » "Шерлок": борьба двух консультантов в полувиртуальном мире

 
 
 

"Шерлок": борьба двух консультантов в полувиртуальном мире

Автор: Ольга Пурчинская от 21-07-2012, 00:46, посмотрело: 2202

Небольшая уютная комната. Атмосфера – нечто среднее между творческой и научной. Тихий дом, оживляющийся периодически игрой скрипача-виртуоза. Легкий запах дыма от сожженного трубочного табака. Все это – примерная картина, всплывающая в воображении человека, читающего знаменитые "Записки о Шерлоке Холмсе" Артура Конан Дойла.

Это произведение без преувеличения можно назвать одним из лидеров среди поставщиков материалов для экранизаций. На сегодняшний день известно свыше 200 киноверсий приключений великого сыщика.

Среди киноадаптаций особое место занимает британский сериал "Шерлок" ("Sherlock") режиссера Пола Макгигана, снятый при участии компании ВВС. Авторами идеи стали Стивен Моффат и Марк Гэтисс, известные своим сценариями нестандартных экранизаций национальной литературной классики (в том числе "Странной истории д-ра Джекила и м-ра Хайда" Р.Л.Стивенсона, названной просто "Джекил" и нескольких произведений Ч.Диккенса, ставших основой для сериала "Доктор Кто").

Герои Конан Дойла усилиями столь необычно трактующих классическую английскую литературу сценаристов переместились в современный мир. Действие сериала происходит в ХХI веке. Основой сюжета становится конфликт двух "консультантов".

Один из них – Шерлок Холмс (Бенедикт Камбербэтч), сыщик-любитель, у которого есть свой уникальный метод распутывания самых сложных дел, основанный на мелочах, которые, казалось бы, ничего не значат. Но это – большое заблуждение.

Детектив-консультант, занимающийся расследованиями не на профессиональном уровне, является бесценным помощником для полиции, слишком часто попадающей в тупик из-за своих методов работы. Считая его "психопатом", доблестные стражи правопорядка вынуждены регулярно обращаться за помощью к этому безумцу, больше всего похожему на гения.

Второй – Джим Мориарти (Эндрю Скот), называющий себя злодеем-консультантом. Этот персонаж относится к людям так, словно они пешки, а он просто переставляет их на доске, словно разыгрывая шахматную партию. Единственный человек, с которым ему интересно иметь дело – Шерлок Холмс. Но общаться с ним профессор изначально предпочитает не лично, а при посредничестве других людей. Сперва это – обыкновенный таксист, убивающий случайно попавших "под горячую руку" людей при помощи тонкой психологической игры, затем – несколько индивидов, выбранных, опять же, наугад и вынужденных говорить все, что им приказано. То есть, читать сообщения, присланные безумцем на их мобильные телефоны. И ни слова в сторону – иначе, опутанные с головы до ног взрывчаткой, они могут взлететь на воздух в любую минуту.

Помещенный в ХХI век, Шерлок Холмс не может обойтись без аксессуаров, ставших неотъемлемыми элементами жизни современного человека, тем более занимающегося столь кропотливой работой, как расследование преступлений. Так, у него имеется мобильный телефон и ноутбук с выходом в Интернет. Постоянный поиск, навигация, исследования, карты – без всех этих элементов, обыденных для любого из нас, не может обойтись и один из самых ярких персонажей, порожденных жанром детектива.

Кроме того, у Шерлока имеется свой сайт, на котором он выдает некоторые результаты своей феноменальной умственной деятельности. В том числе выделяет какое-то невероятное количество видов табачного пепла.

Говоря о мистере Холмсе, ни в коем случае нельзя забывать о его не менее знаменитом друге и коллеге – докторе Джоне Ватсоне (Мартин Фримен). Военный врач, прошедший войну в Афганистане, после ранения он возвращается в Лондон и сразу же занимается поиском недорогого жилья. Именно так герои и знакомятся.

Живет самый знаменитый детективный дуэт Англии в том же самом месте, что и в произведениях Конан Дойла – на Бейкер Стрит, 221. И хозяйка квартиры та же самая – славная миссис Хадсон (Уна Стаббс). Они с Шерлоком – старые знакомые. Когда-то он оказал ей неоценимую услугу, и теперь снимает жилье по демократичной цене.

Доктор Ватсон – не только друг и помощник знаменитого сыщика. Он еще и автор личного блога, в котором рассказывает, в том числе, об их великих приключениях.

А приключений пережито немало! Захватывающие дух погони, перестрелки, потасовки и даже похищения. И, в конечном итоге, неизменно логичный финал, который, тем не менее, не ставит жирную точку в конце каждого эпизода. Это скорее нечеткое многоточие, обещающее, что продолжение всенепременно будет.

Шерлок – человек из, мягко говоря, не простой семьи. У него есть один "недруг", который, как он сам уверен, постоянно ставит ему палки в колеса. Впрочем, это не совсем обычный неприятель. Столь "лестную" характеристику сыщик-консультант дает мистеру Майкрофту Холмсу (Марк Гэтисс), своему родному брату, который занимает высокий пост в английском правительстве. Напряженные отношения между братьями не мешают им регулярно выручать друг друга и помогать в решении самых заковыристых задач.

"Персонажный комплект" был бы не полным без инспектора Грега Лестрейда (Руперт Грейвс), который как раз и является доблестным стражем правопорядка, вынужденным с незавидным постоянством обращаться за помощью к более смекалистому детективу-любителю.

Мозг Шерлока Холмса, безусловно, гениален. Он соображает значительно быстрее всех остальных. Рассуждения его мгновенны, но, благодаря искусной работе монтажера (Чарли Филипс), зритель может уловить все в мельчайших подробностях.

Как и во многих английских фильмах, Лондон становится полноправным участником действия. Мрачный, туманный, дождливый, город сам нагнетает обстановку, создает ощущение, что дух чего-то ужасного буквально повис в воздухе. Операторы (Стив Лос и Фабиан Вагнер) показали английскую столицу именно такой, ждущей некоего террора.

Музыкальное оформление фильма усиливает эффект, который искусно создавала команда операторов. Композиторы (Дэвид Арнольд и Майкл Прайс) сделали напряженное ожидание ужаса максимальным, достигшим своего апогея. Причем эти чувства у зрителя нарастают, и чем ближе финал, тем сильнее они становятся. Становится ясно: кульминация случится в самом конце.

Постоянное противостояние двух консультантов, один из которых сознательно выбрал сторону зла, приходит, наконец, к своему финалу. Один из них должен умереть. Или оба? Но в случае, если один из них отправится на тот свет, киллеры, нанятые им, спровадят туда же всех, кто дорог другому. Если только он не умрет сам.

Выбор, который сделать совсем не легко. Но ситуация такая, что придется. В любом случае. Нервы напряжены до предела. Еще чуть-чуть, и натянутые струны лопнут. Но в самом конце становится понятно, что мозг великого гения в очередной раз не подвел, и вскоре появится продолжение захватывающего дух сериала.

Ольга Пурчинская

Категория: Кино большого города