интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Кино большого города » Короткий метр большого кино

 
 
 

Короткий метр большого кино

Автор: Анна Казарина от 27-09-2011, 01:05, посмотрело: 2220

20 сентября в кинотеатре «Художественный» в 4-й раз стартовал Всероссийский фестиваль авторского короткометражного кино "АРТкино". Шесть дней, шесть площадок, 11 номинаций и несколько сотен фильмов.

Холл «Художественного» звучит вылетающими пробками шампанского, неоднородным гулом и стуком каблуков. Операторы терпеливо скучают возле нервных корреспонденток, а фотографы разрезают зал яркостью вспышек. Официальное открытие фестиваля наполнило этот старейший кинотеатр тучами молодежи с табличками «участников», редкие же вкрапления зрелого поколения, в основном мужчины, представляют прессу. Предвкушая торжественное действо, гости томятся у входа в большой зал, запивая красное вино грейпфрутовым соком.

АРТкино – фестиваль с историей. Являясь одним из крупнейших российских киносмотров короткометражек, за три года форум подарил экранную жизнь многим сотням коротких лент, созданных людьми совершенно неизвестными, но неизбежно талантливыми. Цель фестиваля – возрождение авторского кино в России, привлечение внимания к отечественному документальному и экспериментальному кино.

Открывая фестиваль, его президент Сергей Тютин объяснил значение циферблатов на афишах: «Андрей Тарковский в свое время сказал, что кино – это запечатленное время. Фраза, конечно, красивая, но как с этим работать - непонятно, ведь никто не знает, что такое время. Из словаря мы узнали, что «время» произошло от слов «вертеть» и «полоса». Поэтому символом этого фестиваля взяли часы». По словам Тютина, короткометражное кино экономит время, позволяя за 2 часа полнометражного фильма увидеть несколько режиссерских жанров и стилей. «Короткометражное кино – это территория свободы, эксперимента и современности», - добавил президент.

В этом году, уже по традиции, главные участники – начинающие режиссеры: студенты ВГИКа, ВКСР, СПбГУКиТ и других киношкол. С молодыми и независимыми потягаются опытные авторы: клипмейкер Михаил Сегал с уже отмеченной на российских и международных фестивалях лентой «Мир крепежа»; студент мастерской Сергея Мирошниченко документалист Дмитрий Семибратов с фильмом «Бухтеане». Дебютную картину «Братия» представит актер и режиссер Дмитрий Дюжев.

В видеообращении к зрителям 4-го фестиваля нидерландский режиссер и сценарист Йон Стеллинг, автор фильмов «Иллюзионист» и «Летучий голландец», выразил свое отношение к представляемым фильмам: «Короткометражки для кино, как блюз для музыки – это поэзия. Короткий метр не требует сюжета и истории – ты можешь делать все, что хочешь, у тебя больше свободы».

Свободу короткометражек на официальном открытии подчеркивали будто сговорившись. Кинорежиссер, худрук РЦСДФ Владимир Алеников сказал, что сейчас, когда по всему миру идет повальная коммерциализация фильмов, чуть ли не единственным оплотом настоящего кино остается короткий метр. «Здесь ни продюсерского давления, ни государственного. Здесь люди действительно свободны», - закончил он.

Фестиваль "АРТкино" - единственный короткометражный форум, который занимается дальнейшим продвижением картин, вошедших в конкурсную программу фестиваля. Лауреаты получают возможность принять участие во всероссийском туре "Эхо фестиваля", в рамках которого лучшие короткометражные фильмы со всей страны можно будет увидеть в кинотеатрах более 15-ти городов России и стран СНГ.

На участие в конкурсе было подано около 600 заявок – рекордное количество работ, по сравнению с предыдущими годами. Но только 93 картины прошли отборочный тур. Однако это лишь треть того, что будет показано на фестивале. Внеконкурсная программа представит достойные работы, не вошедшие в основной конкурс: 15 проектов, среди которых ретроспективные показы классики короткометражного кино, независимых авторов и учебные работы знаменитых режиссеров.

Международную программу, в 3 раза увеличившуюся в этом году, представят испанский видео-арт, немецкие игровые и анимационные короткометражки, картины международного кинофестиваля Венгрии BuSho и игровые фильмы Польши.
По традиции фестиваля на церемонии открытия был вручен приза "За вклад в развитие авторского кино в России". В прошлые годы обладателями приза становились Алексей Герман, Артавазд Пелешян и Юрий Норштейн. В этом году статуэтку присудили выдающемуся кинорежиссеру Георгию Данелии. Присутствовать на открытии он не смог, но в видеообращении шутил: «За свою жизнь я получил множество наград, но всегда чего-то не доставало – оказалось того, чтобы меня признали автором авторского кино. Но если говорить честно, - добавил режиссер,- авторское кино – это честное кино, что самое главное».

Новшеством 4-го фестиваля стало учреждение первой в России киноакадемии короткометражного кино, в которую на первом этапе вошли 100 кинематографистов. 2 главных приза останутся загадкой на некоторое время. Именно академия и определит судьбу главного приза «Гран-при».

На открытии зрители смогли увидеть 3 эпохи развития стереокино (читай: 3D) в России: 3D-фильм Александра Андриевского "Концерт" (1940), стереофильм Александра Мелкумова "Московские этюды" и последнее достижение российского стереокино – короткометражка Алексея Попогребского – Bloodrop. По словам президента Сергея Тютина, первый в России стереопоказ прошел еще в 1940, как раз в «Художественном», со специальными очками. Фильм «Концерт» побил в 40-м все кассовые сборы, которые только можно представить. «А для фильма Андриевского была придумана спецтехнология – «чудо-экран», который позволял показывать такое кино без очков. Этот фильм был пионером, гулял по миру и удивлял иностранцев. В 41-м его начали транслировать к ГКЗ «Москва», где за 3 месяца его посмотрело больше полумиллиона человек», - рассказал Тютин.

Анна Казарина

Категория: Кино большого города