Кино и стереотипы

Автор: Екатерина Шопова от 18-03-2011, 21:18, посмотрело: 2942

Кино и стереотипы "Великий немой". Мы нередко повторяем эту фразу, но знаем ли мы ее смысл? Почему "немой велик"? Почему нет выражения "великий цветной"? Ведь цветной лучше, чем не цветной, а со звуком лучше, чем без звука.

Мы говорим по инерции. Слова те же, а мы уже другие. Восприятие другое. Центр тяжести сместился, и мы вместе с ним, но мы этого не замечаем.

Нет, что вы, у меня нет никакой особой теории на этот счет, я просто хочу немного поразмышлять на эту тему.

Что это были за люди? Которые увидели впервые синематограф. Черно-белую движущуюся картинку. Это было для них что-то новое и совершенно непонятное, и мозг для того, чтобы хоть как-то переварить увиденное, подставляет шаблоны, подставляет стереотипы… Сейчас для нас кино сродни театру. Этакая разновидность с музыкой, трюками, монтажом, спецэффектами. Но первые фильмы театр никак не напоминали. Это были скорее ожившие фотографии, и воспринимались они как фотографии, картинки. И игра актеров синематографа далека была от игры театральной, актеры скорее позировали в движении, с четкой фиксацией поз, мимики. Да и снимали их, как картины рисовали.

И тут появляется звук.
Представьте себе, рассматриваете в музее картину, любуетесь, а из-под рамы из маленького динамика что-нибудь вроде: "Это я — Пе-е-етрушка-а!" Смешно? Пожалуй, да.

Актеры безголосы, великие режиссеры не понимают, что с этим звуком делать, с какой стороны к нему подойти. Требуется время на переосмысление, на смену шаблона. И только когда кино стало делаться и смотреться как что-то подобное театру, тогда появилось близкое нам сегодняшнее восприятие.

Мозг не может воспринять то, чему нет объяснения. Получая в восприятии что-то новое, он ищет аналогии в уже известном, дополняя некоторыми новыми свойствами.

Не зная, что такое космический корабль, мы просто не поймем, что это перед нами такое блестящее, но назовем по аналогии "огненная колесница" — и уже понятно, в общем-то, даже назначение этого предмета.

Это если говорить в общем. Но и в частностях работает тот же механизм. Кто-то воспринимает таким, привычным для него образом, другой — по-другому, просто потому что так нравится, так лучше, сподручней, приятней. Кино сейчас очень разное. Есть и фильм-картинка, и кино-театр, и киноповесть, кинокомикс, аттракцион, да мало ли… Каждый смотрит по-своему, и каждый видит свое. Все равно остается общее направление восприятия, общее мнение. Сколь много бы ни было разновидностей кино, стилей, техник, все равно современное общее восприятие — театрально-сериальное. Надо чтобы было понятно: чтобы действие происходило здесь и сейчас, и чтоб побольше говорили — реплика одного, ответ другого — желательно без остановки.

Можно бы эту мысль докрутить, не размышлять по аналогии (этот фильм подобие повести, а вот эта повесть подобна фильму), а выявить более глубокие моменты. Просто, по аналогии нагляднее.

Проза, фильм, и, вообще, произведение искусства может быть любым, по аналогии или без, - не важно. Но есть мода, есть узкая щель забрала читателя-зрителя-потребителя-покупателя, сквозь которую он что-то непривычное, не совпадающее, просто не увидит.


Екатерина Шопова

Категория: Кино большого города