интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Кино большого города » "Исчезнувшая": две стороны одних отношений

 
 
 

"Исчезнувшая": две стороны одних отношений

Автор: Лаура Кеффер от 31-01-2015, 23:59, посмотрело: 1319

Дэвид Финчер, за последние несколько лет проявивший себя как отличный режиссёр, мастерски играющий со всем многообразием человеческих эмоций, снова - после успешной экранизации шведской "Девушки с татуировкой дракона" - приложил свою руку к киноадаптации литературного произведения. На этот раз его выбор пал на остросюжетную новеллу, заставляющую по-новому взглянуть на, казалось бы, одно из самых обыденных и, в то же время, сложных понятий - супружество.

На свою пятилетнюю годовщину свадьбы Ник (Бен Аффлек), вернувшись домой, обнаруживает, что его красавица-жена Эми (Розамунд Пайк) бесследно исчезла: в гостиной - погром из мебели и разбросанных вещей, но ни следа и ни намёка на то, куда делась его благоверная. Заявив о пропаже в полицию, Ник даёт старт расследованию, которое постепенно начинает сосредотачивать свои подозрения вокруг него самого. Ещё бы, ведь у этого муженька достаточно проколов: от безалаберной неосведомлённости о жизни своей супруги до - о, безбожное клише! - наличия молоденькой любовницы. Шаг за шагом мы видим, как прекрасная история любви Ника и Эми - их первый поцелуй, окутанный - в буквальном смысле - дымкой сахарной пудры, страсть и влюблённость, - всё это стало запутываться в быте, непонимании, усталости и недосказанности, превращаясь в снежный ком проблем и скандалов. И вот, ум озаряет страшное подозрение: можно подумать, что после пяти лет брака и целого багажа романтики Ник решился пойти на отчаянно хладнокровные меры по внесению разнообразия в свою личную жизнь... Мог ли он действительно убить Эми? Что таилось за закрытыми дверьми их дома? Что скрывалось за каждым из супругов? И что же они скрывали друг от друга?..

"Мы такие милые, что хочется врезать нам по роже". ©

"Исчезнувшая" - это отличная иллюстрация термина "фильм-перевёртыш", что означает: не верьте тому, что видите, и не доверяйте никому из героев до самого конца. Обманчивость, двойственность, противоречивость - и то, как много лжи может скрываться в любой искренности, - вот та основа, на которой начинает строиться вся история. Внешняя оболочка киноленты - это триллер, раскрывающийся в полной мере постепенно, посредством нарастающей динамики и целого хитросплетения сюжетных поворотов. На суд зрителя представляют загадку - виновен или невиновен? - и желание найти ответ, отыскать подвох, докопаться до правды, - всё это заставляет обращать внимание на каждую деталь, доверчиво вслушиваться в интонации речи и всматриваться в эмоциональные жесты, всё глубже погружаясь в происходящее на экране. И вот даже банальное словосочетание "держит в напряжении", вставляемое в любое клише-описание к мало-мальски содержательному фильму, именно благодаря Финчеру в полной мере обретает своё значение.

"О чём ты думаешь? Что ты чувствуешь?.. ". ©

Внутренний же конфликт открывает перед нами самую настоящую семейную драму, безжалостно сдирая розовую пелену мечтательности и наивности и изображая жизнь во всех её самых жестоких, диких и - что самое главное - самых реальных проявлениях. Финчер, опираясь на сценарий, написанный самим автором оригинальной новеллы, осмеливается поднять вопрос искренности во взаимоотношениях: насколько человек готов показать своё настоящее "я" и готов ли? Не приходится ли многим людям, под влиянием общественных норм, эго своего партнера и собственного желания сохранить отношения, притворяться кем-то другим, скрывая свою личность под множеством оболочек, удобных в использовании для всех окружающих, но так сильно подавляющих личные жизненные стремления?

Так и появляется один из самых главных концептов печатного первоисточника, перенесённый и в психологию фильма, - понятие "крутой девчонки", морально невероятно гибкой и податливой, прекрасной в любом отношении и вообще мечты для любого мужчины. Представляя воплощение такой вот "классной жены", автор вводит контраргумент: а может ли такая девушка вообще существовать в реальности? И должна ли? И тем и даёт развитие повествованию, постепенно раскрывая, что порою скрывается за идеально выстроенной, но бессмысленно фальшивой историей одного брачного союза.

"Меня испугало то, как сильно он хотел сделать мне больно". ©

В свете недавно вновь вспыхнувшего интереса к проблеме равноправия полов, кто-то из интернет-критиков уже берёт на себя смелость утверждать, что "Исчезнувшая" - это современный киномонолог феминизма, рассказывающий (и наглядно показывающий), как женщина может быть во всём равна мужчине - и в своём гневе, и в своей злости, и в своём умении причинять боль. Перед нами, в какой-то степени, история становления монстра, всё трагичное уродство которого - это прямое следствие невежественного игнорирования, постоянного давления и абсолютного нежелания окружающих понять и принять человека таким, какой он есть. Потому что рано или поздно любой "крутой девчонке" может просто надоесть соответствовать чьим-то стандартам, угождать чьим-то интересам, прогибаться под чужими правилами и указаниями. И под её оболочкой солнечной приветливости и ангельской доброты рискует оказаться вовсе не ангел, готовый прощать и подставлять вторую щеку, а создание куда более страшное.

"...Что мы сделали друг с другом? Что мы будем делать?". ©

Фильм, который каждый может интерпретировать и понять на свой лад, "отдаёт" весьма горьким послевкусием: палитрой чувств из шока, удивления, возмущения и смятения. Попеременно хочется то смеяться и аплодировать, то и просто закрыть глаза, перестав наблюдать за ужасом происходящего на экране, при этом в полной мере осознавая всю степень реальности подобного кошмара.

Финчер, сделав финал утончённо законченным и одновременно открытым, беспощадно оставляет зрителя наедине со своими подозрениями, страхами - и, конечно, вопросами. Как хорошо среднестатистические супруги на самом деле знают друг друга? Насколько их знания могут соответствовать действительности? Соответствуют ли?

Лаура Кеффер

Категория: Кино большого города