Любовь осязаема?

Автор: Наталия Пущинская от 29-01-2015, 04:06, посмотрело: 2457

Можно ли передать чувства через пространство и расстояние? Способно ли оно преодолеть земное время? На эти вопросы пытается ответить фильм «Интерстеллар»/«Interstellar», режиссер Кристофер Нолан («Престиж», «Темный рыцарь»), 2014 г.

Это научно-фантастическая картина о недалеком будущем, в котором люди находятся на пороге Апокалипсиса: засуха, пыльные бури, продовольственный кризис. Купер (Мэттью Макконахи), бывший пилот НАСА, с группой ученых отправляется во внегалактическое путешествие. Через «червоточину» в пространстве они попадают в другую Вселенную, надеясь отыскать там новую планету для жизни человечества.

Драма основана на работах американского астронома и физика Кипа Стивена Торна/Kip Stephen Thorne о теории гравитации и черных дырах. Он детально описывает перемещения в новые Вселенные через них.

«Подобно единорогам и драконам, черные дыры кажутся, скорее, атрибутами научной фантастики или древних мифов, чем реальными объектами. Однако из физических законов с неизбежностью следует существование черных дыр. В одной нашей галактике их, возможно, миллионы» - пишет ученый в своей статье «Путешествие среди чёрных дыр».

Режиссер, используя эти знания, с одной стороны, хочет показать космос, как огромный неконтролируемый организм, а с другой стороны, будто отражает через него темную душу человека, запутанные отношения между людьми. Тайны Вселенных, которые исследует Нолан – это как тайны внутри нас, к которым мы можем приблизиться, но разгадать их так сложно.

Фильм с первых кадров манит нас своей неизвестностью. Мы видим город, спокойный и страшный, – он тихо застыл в ожидании конца Света. Пыльные дороги, одиночество вокруг переносят нас в суровую реальность, где единственное спасение – это любовь к семье. Купер вынужден заниматься фермерством, чтобы выжить, но мечтает о космических пространствах. Он еще не знает, какие открытия ждут его впереди.

Вместе с ним мы неожиданно переносимся к звездам под нежную, но сильную музыку немецкого кинокомпозитора Ханса Ци́ммера/Hans Zimmer («Человек дождя», «Пёрл-Харбор»). Она меняет свое настроение, замедляя, увеличивая темп, и наши эмоции меняются вместе с ней. Сочетание органа, пианино не просто создает слаженную космическую мелодию, а словно показывает интересные переплетения мыслей и переживаний человека. Кажется, что мы уже не видим нашей реальности и становимся участниками событий в фильме благодаря реалистичным съемкам. Режиссер использует детали: камера смотрит героям прямо в глаза, чтобы показать ту борьбу, которая происходит внутри. Особенно тонко ее отразил в своей игре Мэттью Макконахи. Он полностью чувствует свою роль и проживает ее до конца.

На экране с помощью эмоционального параллельного монтажа сталкиваются жизнь и смерть, добро и зло, как на Земле, так и в космосе. Битва становится все страшнее и, кажется, что с нарастающей музыкой органа мы несемся в пропасть. Все, что может нас спасти – это вера и любовь, способность жертвовать. Именно они дают героям силы, чтобы выживать не ради себя, а ради других.

Амелия Бренд (Энн Хэтэуэй) летит в другую Вселенную к любимому человеку, которого не видела около 10 лет. Купер спасает не только свою семью, но и все человечество, передав через время и пространство ценные знания о других мирах, которые получил.

«Раз я говорю, что любовь — это не выдумка человечества, это осязаемая величина, это сила, это должно что-то значить... Может быть, любовь — это нечто большее, что мы не в силах пока осознать. Может быть, это свидетельство чего-то... артефакт какого-то другого измерения, которое мы не в состоянии постичь» - это один из основных вопросов фильма.

Он относит нас из космоса к земным проблемам выбора, перед которыми стоит каждый человек, ответственности за других людей. Красивая сложная метафора любви, которая, наверное, сможет все преодолеть.

Наталия Пущинская

Категория: Кино большого города