интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Кино большого города » "Превосходство": голова - всему начало

 
 
 

"Превосходство": голова - всему начало

Автор: Лаура Кеффер от 26-07-2014, 14:18, посмотрело: 1790

В наш век инновационных технологий разве что самый ленивый ещё не обратился к теме порабощения мира компьютерным разумом, - вспомним, например, "Трон" или того же "Терминатора", выросшего из сюжета о злобных машинах и с завидной регулярностью получающего продолжения и ремейки (очередная часть планирует выйти на экраны летом следующего года). Вот и Уолли Пфистер, взявший "Оскар" за свою операторскую работу в фильме Нолана ("Начало"), решил сесть в режиссёрское кресло кинокартины, рассказывающей о том, как мировым порядком может начать заправлять голографическая голова - и не кого-нибудь, а самого Джонни Деппа.

Добившийся поражающих воображение успехов в области нейроинженерии доктор Уилл Кастер (Депп) с помощью своей коллеги и любимой жены Эвелин (Ребекка Холл) разрабатывает инновационную программу искусственного интеллекта - с полным набором человеческих эмоций и даже самосознанием. Уилл гордо называет этот новый тип мышления "трансцендентным" и фактически боготворит своё детище. Такая нежность по отношению к потенциально опасному изобретению возмущает вечных защитников природы, которые боятся, что семейство Кастеров создаст чуть ли не собственного бога, - и поэтому группка радикалов берётся за решение проблемы самым верным способом: пока ФБР во главе с агентом Бьюкененом (Киллиан Мёрфи) не успело осознать реальную угрозу, по всей Америке совершаются нападения на исследовательские лаборатории. Самого же Уилла ранят пулей, обработанной радиоактивным веществом, обрекая Кастера на верную и скорую гибель. И хотя он решает провести последний месяц своей жизни вдали от квантовых процессоров и прочих страшно звучащих инноваций, его любящая супруга надеется спасти Уилла. Получив согласие мужа, она пытается скопировать его сознание и загрузить в им же созданную нейронную сеть, - проще говоря, наделить машину разумом своего благоверного, чтобы и после его физической смерти он продолжал жить. Воспользовавшись поддержкой давнего сослуживца и близкого друга семьи Макса (Пол Беттани), Эвелин, после череды неудач и бессонных ночей, вдруг достигает успеха, - голограмма с лицом Уилла начинает бормотать его же голосом, сходу требуя больше энергии, крутых запчастей и заодно переезда подальше от любопытных глаз. И пока ближайшее окружение парочки обеспокоенно осознаёт последствия эксперимента, а радикалы, возглавляемые миловидной блондиночкой Бри (Кейт Мара), пронюхивают о "перерождении" их врага, - Уилл в своём новом обличии получает доступ к спутниковой системе и выводит своё могущество на новый уровень...

Дальше, согласно официальному синопсису, всё вроде бы должно пойти по уже известному пути: компьютерный разум начнёт жаждать власти и полного контроля, полоумная техника набросится на своих хозяев, и кому-нибудь, в конце концов, придётся отключить у пиксельной головы питание во имя спасения человечества. Но на деле задумка сценариста оказывается куда сложнее, - и в первую очередь перед нами развернётся мелодрама взаимоотношений страстно преданной своему любимому человеку женщины и её возлюбленного, потерявшего свой человеческий облик. Перед зрителем встанет вопрос - можно ли обвинять Эвелин в том, что она до последнего не теряла надежды на сохранение своего счастья? Тем более, что, вопреки заявленному в трейлере сюжетному конфликту, модифицированный Кастер будет помогать в поимке международных преступников и научится излечивать тяжело больных людей, - и всё это он будет делать не ради своей выгоды, а для того, чтобы воплотить мечту жены, любить которую он оказывается способным в любой форме.

"В этом просто нет смысла, - они боятся технологий, потому что те могут нанести вред человечеству; но их рука не дрогнула, отнимая жизни". ©

Параллельно мы наблюдаем за развитием отношений противников технологического прогресса, устраивающих церемонии по сжиганию сотовых и таскающих за собой Макса, убеждая того помочь в уничтожении "великого зла", коим представляется им Уилл. Задавшись целью спасти всех и вся, тихие радикалы, тем не менее, совсем не против насилия и готовы пойти на всё, прикрываясь идеей благих намерений. И это невольно наводит на мысль о том, что человек всегда будет опаснее своих собственных творений, - хотя бы из-за своей вечной готовности убить то, что породил.

"Люди страшатся того, чего они не понимают". ©

Казалось бы, с такими сценарными составляющими, перед нами должно предстать нечто, заметно отличающееся от других фантастических фильмов; но на деле, увы, получается, что ни одна из сюжетных линий либо не продумана, либо не доведена до конца, из-за чего в некоторых моментах создаётся впечатление недосказанности. И вместо динамично сплетённого сюжета мы видим нечто, становящееся всё более сумбурным и затянутым ближе к финалу, из-за чего вопросов остаётся больше, чем ответов: почему нельзя было попробовать договориться по-хорошему? Почему хотя бы не попытаться поговорить друг с другом? Почему все сначала делают, а потом думают?

Справедливости ради стоит отметить, однако, что положение пытаются спасти с помощью каста актёров, старательно ужасающихся при виде научно-технических достижений и изо всех сил стремящихся доказать превосходство и здравомыслие интеллекта человеческого. Но хоть попытки эти и достойны похвалы, они, к сожалению, не слишком убедительны.

Лаура Кеффер

Категория: Кино большого города