интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Кино большого города » "Сквозь снег": до победного конца

 
 
 

"Сквозь снег": до победного конца

Автор: Лаура Кеффер от 25-07-2014, 14:08, посмотрело: 1746

Медленно, но верно азиатский кинематограф привлекает к себе всё больше зрительского внимания, что заставляет голливудские умы изрядно нервничать. И если совместить специфику корейского видения с режиссурой американцев пока никак не получается (взять в пример хотя бы недавний, больше похожий на пародию, ремейк "Олдбоя"), то обратный тандем может принести весьма неплохие результаты. По крайней мере, так вышло с фильмом режиссёра Пон Чжун Хо, представившим на суд зрителя свою версию антиутопии - и с одним из самых прекрасных актёрских составов.

Следуя извечному "хотели как лучше....", великие гении мира сего рассеивают в верхних слоях атмосферы "искусственное охлаждающее вещество", стремясь остановить глобальное потепление. Не лишённая чувства юмора атмосфера отвечает им полным замораживанием планеты, - падают самолёты, гибнет всё живое, а люди вымирают так, что не позавидовали бы и динозавры. Всех оставшихся в живых собирают на огромном поезде, наматывающем круги по бесконечной железной дороге, которая охватывает всю Землю. Само средство вечного передвижения по-своему воплощает понятие иерархической лестницы: в первых вагонах припеваючи наслаждаются остатками земных благ богачи, в конце состава же голодает беднота. Но чем хуже условия их существования, тем больше в униженных и оскорблённых растёт желание поднять бунт, и довольно скоро находится и подходящий лидер - сурового вида бородач Кёртис (Крис Эванс). Заручившись поддержкой молодого, но горячего сердцем Эдгара (Джейми Белл), стремящихся вернуть отобранных у них детей Тани (Октавия Спенсер) и Эндрю (Юэн Бремнер), а также повидавшего много на своём веку инвалида-мудреца Гиллиама (Джон Хёрт) и его воспитанника Грея (Люк Паскуалино), Кёртис набирается мужества дать отпор несправедливости, решая добраться до заведующего всем машиниста Уилфорда (Эд Харрис). Но так как с образованием у бунтующих туго, да и в технике никто из них не силён, по пути им приходится освободить из тюремного отсека корейского гения-изобретателя, который вместе со своей дочерью активно балуется наркотическими веществами, при этом всё ещё умудряясь ловко справляться с проводами и механизмами. Противостоять же этой разношерстной компании будут не только вооружённые до зубов охранники, но и зло более интеллигентного вида - например, изворотливая во всех отношениях Мэйсон (Тильда Суинтон), фанатично верующая в справедливость "великого механизма" и готовая оправдать любые жертвы во имя действующей системы. Вот только жертвующий многим главный герой не остановится ни перед чем, лишь бы достигнуть своей цели - дойти до кабины машиниста, во что бы то ни стало...

Для Пона Чжуна Хо, который уже успел получить известность благодаря таким фильмам, как "Воспоминание об убийстве" и "Мать", кинокартина "Сквозь снег" - первый англоязычный проект, оказавшийся блестящим "попаданием в яблочко": настолько амбициозно прекрасна гармония между буйством идей режиссёра и эмоциональной отдачей актёров. Разворачивающееся перед нами действо похоже на сход снежной лавины - точно так же стремительно оно вовлекает в происходящее на экране, позволяя зрителю пройти весь путь бок о бок с героями: продвигаясь вперёд из затхлой темноты, разрываемой огнём факелов, к ослепляющей белизне света и буйству красок. При этом практически невозможно дать точное жанровое определение киноленте, балансирующей на тонкой грани где-то между фантастическим триллером и гротескной драмой.

"Знаешь, за что я больше всего себя ненавижу? За то, что знаю, каковы люди на вкус". ©

Таким образом, взятый за основу фильма одноимённый графический роман Жака Лоба превращается в поражающую своей реалистичностью историю, в которой динамика экшена отлично уравновешивается постепенным раскрытием характеров каждого из героев, открывающих нам всю глубину и многогранность разворачивающейся на наших глазах трагедии. Финальный монолог персонажа Эванса - это один из лучших моментов не только самой кинокартины, но и всей актёрской карьеры Криса: образ озорного качка с большим и добрым сердцем к нему настолько прилип, что, казалось бы, выбирать нечто кардинально противоположное было очень рискованно, но, тем не менее, этот риск полностью оправдал себя. Кёртис в его исполнении выходит одинаково убедительным и в своём противостоянии системе диктатуры, и в изнуряющих попытках внутренней борьбы с самим собой, с той ношей прошлых грехов, что лежит у него на сердце. Режиссёр не стремится играть на контрастах между абсолютным добром и абсолютным злом, - и мы получаем возможность понять, какими монстрами становятся люди в стремлении сделать всё правильно, и как в условиях жестокости, варварства и бессердечности могут быть рождены человечность, искренность и самопожертвование.

Поводя итог, можно сказать, что перед нами - одна из самых ярких, впечатляющих и дерзких кинокартин, взявшая на себя смелость по-своему интерпретировать понятие катастрофы и представить его во всём своём разрушающем великолепии. Увы, подобной решимостью не смогли отличиться отечественные прокатчики, так и не позволившие фильму выйти на большие экраны. Смогли ли они провести параллель между событиями киноленты и действительностью наших дней, испугались ли осмысленности, движущей восставшими, - сложно ответить. Но одно можно заявить с полной уверенностью - этот кинофильм ни за что не оставит вас равнодушным.

Лаура Кеффер

Категория: Кино большого города