интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Кино большого города » 36 ММКФ. До свидания, "Анна Каренина"

 
 
 

36 ММКФ. До свидания, "Анна Каренина"

Автор: Антон Панин от 6-07-2014, 16:31, посмотрело: 1433

Фильм «До свидания мама» - не экранизация «Анны Карениной» Л.Н. Толстого, скорее, основой ему послужила пьеса «Каренин» Василия Сигарева, ставшего сценаристом современной драмы.

Имена главных героев остались те же: Анна, Лёша, Серёжа, даже графиня Лидия Ивановна перевоплотилась в соседку Лидоу. Но трагедия семьи стала иной в условиях изменившихся моральных принципов общества. Да и осуждение мы услышим не от общества, оно может последовать только от нас, зрителей. Поэтому толстовский список персонажей у Сигарева сокращён до семи, чтобы сконцентрировать внимание на одной семье. В фильме оставлены самые необходимые сцены, создается впечатление, будто сжаты до минимума диалоги, но значит ли это упрощение сюжета?

В центре фильма не Анна, а Лёша (Даумантас Цюнис, актёр из Литвы), любящий муж и отец, который гораздо моложе литературного Алексея Александровича Каренина и, что важнее, гораздо решительнее. Он не сидит на месте в ожидании чуда, а действует и пытается вернуть любовь Анны.

Светлана Проскурина – режиссёр «До свидания мама» – хотела изобразить портрет идеального мужа, но на экране, на мой взгляд, добилась обратного эффекта: мужчины (и муж, и любовник Анны, кстати, тоже Алексей) слишком сентиментальны, ранимы, они не могут решить проблему «по-мужски». Характеры героев чётко не прописаны в фильме, поэтому достаточно сложно понять мотивы их поступков. К примеру, Катя (Диана Ганцевскайте), лучшая подруга Ани, в трудные моменты не находит нужных слов поддержки и в большинстве сцен просто многозначительно молчит.

Анна (Александра Ребенок) кажется излишне легкомысленной, ветреной, в её позах чувствуется некая театральность, искусственность, но образ продуман от начала до конца. Героиня пытается объяснить свои внутренние переживания, но срывается на муже в тот момент, когда она узнаёт, что её любовник в больнице из-за несчастного случая, и понимает, что не может жить без него. Диалог жены с мужем, в котором отвечает только первая, а второй задаёт «немые вопросы», становится обрывочным монологом, фактически, кульминацией фильма. Да, это все та же женщина из «высшего общества», потерявшая себя, но она уже другая.

Другим представляется и финал киноленты, но Светлана Проскурина сначала цепляется за несколько деталей из романа «Анна Каренина», которые выглядят не совсем уместно и порой глупо, и только потом предлагает зрителю альтернативную концовку.

Значимая роль досталась, как ни странно, сыну четы Карениных. Маленького Серёжу играет юная актриса Яна Терешина, которая прекрасно справляется со своей ролью. Даже зная, что на экране в действительности не мальчик, а коротко подстриженная девочка, зритель верит персонажу полностью. Создаётся ощущение, что это единственный человек, пусть маленький, который сохраняет здравомыслие, по сравнению с его непоследовательными родителями.

Слоган фильма «Каждая счастливая семья несчастна по-своему» обманчиво цитирует Льва Толстого, но от режиссёра не стоит ждать дословной кальки. Это современная история, которая требует иного прочтения, иного взгляда на характеры персонажей, переместившихся на полтора столетия вперёд.

Нельзя однозначно сказать, придётся ли по душе такая неожиданная версия «Анны Карениной» российской публике. Не все готовы к переменам, но, возможно, они будут полезнее для современного общества, нежели бездумное цитирование классиков.

Антон Панин

Категория: Кино большого города