36 ММКФ. Наш ответ "1+1"

Автор: Виктория Бабенко от 23-06-2014, 11:58, посмотрело: 1521

О фильме «Ч/Б», в котором на самом деле гораздо больше красок, чем во многих других.

Три года назад на экраны вышел французский фильм «1+1». Незатейливый сюжет, подшучивание над мировым искусством, шутки про Гитлера и подколы инвалидов. Казалось бы, очередная типичная американская комедия, пусть и французского производства. Но нет. Юмор там действительно шикарный и совсем не чёрный. Фильм сразу же разобрали на цитаты. Всего за год он влюбил в себя тысячи зрителей и поднялся на 4 строчку рейтинга сайта «Кинопоиск». «1+1» получился очень искренним, теплым и жизнеутверждающим, а после просмотра остается впечатление, будто летишь на параплане вместе с его героями...

В России же в это время одна за другой выходят комедии от создателей «Камеди клаб» и их друзей, вроде фильмов «Ржевский против Наполеона», «Самый лучший фильм в 3-Дэ», «Большая ржака», «Все включено», «Друзья друзей» и другие, все из которых объединяет быдло-юмор и отсутствие какого-либо смысла. Начинает складываться впечатление, что все хорошие русские комедии остались в прошлом, даже где-то в СССР, а понятия «современная Россия» и «качественная комедия» просто несовместимы. Лишь только фильмы от «Квартета И» («День радио», «О чем говорят мужчины») давали хоть какую-то надежду, что и у нас может появиться нечто, подобное «1+1»...

Сейчас можно с уверенностью сказать: появилось! И это фильм Евгения Шелякина с необычным названием «Ч/Б». В основе ленты проблема, очень актуальная в современном мире и огромной многонациональной России в частности - бытовой национализм.

- Да у него аллергия на Кавказ
- Сегодня у многих аллергия на Кавказ (с)

Однако авторы фильма не стали снимать серьезную картину, а решили посмотреть на эту проблему с иронией. И у них это отлично получилось. Юмор в фильме просто на высоте. Им пронизана почти каждая сцена, каждый жест, каждый диалог. «Ч/Б» имеет пометку «18+», в нем есть ненормативная лексика, шутки про геев, но всё это настолько органично вплетено в сюжет и настолько искусно сделано, что вызывало у зрительного зала только восторг и аплодисменты. Пример того, что в искусстве важны не применяемые средства, а мастер, который умело их использует. Фильм получился таким атмосферным, что даже какие-то, на первый взгляд, обычные сцены все равно вызывали улыбку и смех, искренний, добрый.

В основе сюжета взаимодействие двух главных героев — националиста Ярослава (Алексей Чадов) и кавказца Нурика (Мераб Нинидзе), который волей судьбы становится ангелом-хранителем Ярослава.

- А что, нормального ангела не было?
- Извини, брат, у Гитлера плотный график (с)

Наличие этого фантастического элемента, однако, не делает картину менее далекой от современной реальности. Ведь в принципе вся мистика этой киноленты и ограничивается формально названным ангелом (каких-либо существенных отличий от других людей у него нет, разве что светящаяся татуировка на плече в форме крыльев) и советской игрушкой «Ну, погоди!», с помощью которой герои ленты, убегая от погони, в мгновение ока перемещаются из одного места в другое. Все остальное в фильме - это самый что ни на есть реальный мир с его социальными и моральными проблемами. Но мир, изображенный с иронией. Здесь и криминальный авторитет (Сергей Маковецкий), во всех непонятных ситуациях вставляющий цитату из какой-либо книги и общающийся с людьми крайне любезным образом («мы просто искали друзей, а этот милый старец...»), и бандиты, которые, находясь в погоне, останавливаются, чтобы перевести через дорогу старушку, и полицейские, сидящие на «совещании», начинающемся со слов «город засыпает», т. е. просто играют в мафию в повязках для сна.

Главные герои по ходу действия фильма духовно преображаются и меняют свои взгляды на жизнь.

- То есть мне подогнали ангела, который сидел в тюрьме?
- Какой человек — такой ангел (с)

Как ведешь себя ты, так порой и ведут себя другие по отношению к тебе. Это понимает Нурик и пытается затем объяснить эту истину компании кавказцев, вызывающе ведущей себя в вагоне поезда. Это же осознает и Ярослав. Ведь часто русские сами провоцирует такое поведение (Ярослав проходит свидетелем по убийству его друга одним таджиком, на которого они сами напали и которому в попытке защитить себя и свою семью ничего другого не оставалось).

- Вот мы себя в гостях нормально ведем
- Ты это в Турции скажи (с)

В других плохое видится прекрасно, в себе - замечается не всегда. Если же человек хороший, то совсем не важно, что у него написано в паспорте. Национальность — это лишь повод для дружеских шуток. Что и показано в этом фильме.

Виктория Бабенко

Категория: Кино большого города