38 ММКФ. Cherchez la femme

Автор: Юлия Читадзе от 23-06-2014, 03:24, посмотрело: 1020

Казалось бы, один маленький Витебск не сможет вместить сразу обе вселенные Шагала (Леонид Бичевин) и Малевича (Анатолий Белый), такое крошечное пространство обязано было породить между двумя великими художниками конфликт невероятного масштаба, разделить их и оставить врагами навсегда. Однако фильм «Шагал — Малевич» несет в себе простую истину: каждый художник создает свой исключительный, уникальный мир, и всем этим мирам обязательно найдется место.

Мир Шагала наполнен летающими от счастья людьми, зелеными музыкантами, красными лошадьми, бесконечной любовью к ближнему, а самое главное - его женой и музой, Беллой (дебют Кристины Шнайдерман), разделяющей все невзгоды, все мечтания и начинания мужа, однако при этом твердо стоящей ногами на земле, чтобы он смог летать. А Шагал действительно будто бы ничего и не замечает в реальной жизни: не видит исходящей от друга-артиста угрозы его преподавательской деятельности; не видит «собачьей» преданности красного комиссара, друга детства Наума (Семён Шкаликов), его жене; не видит поначалу страшных картин его любимого ученика. Только тогда, когда доходит до последней черты, где уже надо выбирать — ты или они, только тогда художник удивленно оглядывается, берет холст и делает то, что он умеет лучше всего — пишет картины, полные радости и веселья.

А вот мир Малевича — это мир четких линий, отсутствия музеев, создания новой формы и космоса, к которому так тянутся его ученики. Он отвергает все то, что так сильно любит и несет в массы его друг, он даже совершает маленькую революцию в Академии и занимает место Шагала. Однако при этом он вовсе не желает становиться его врагом. Его картины, его творчество тоже пропитаны любовью. Правда от них круги, треугольники и квадраты не пускаются в пляс и не летают по холсту, как у Шагала; но они призваны соединить космос и землю, создать настоящий рай на земле, привнести в мир людей больше счастья. Для этой цели он обклеивает трамвай, улицы, окна своими работами и работами верных учеников. Но, несмотря на то, что Малевич оставляет за своим искусством землю, а небо отдает другу Шагалу, он тоже немного «псих», как и все художники. Идея супрематизма увлекает его полностью, зрителю даже намекают на его подорванное здоровье - он разговаривает с сам собой и слышит голоса.

И все это прекрасное, невероятное, авангардное, революционное в мире искусства и живописи совершается на фоне печальных событий начала ХХ века. И вот уже не художники и их миры сталкиваются друг с другом, а искусство вступает с борьбу с реальной жизнью, где властвует смерть, кровь, голод… и настоящая любовь.

Юлия Читадзе

Категория: Кино большого города