36 ММКФ. Без ужаса

Автор: Софья Падерина от 21-06-2014, 01:47, посмотрело: 767

Нужно ли вообще снимать фильмы про террор? И как это делать, чтобы "не лить воду на мельницу террористов"? Примерно такие вопросы задаются в фильме Таисии Решетниковой "Террор: в кино и наяву" по сценарию Андрея Шемякина. Здесь вы не найдете никаких леденящих кровь кадров или душещипательных историй. Напротив, все повествование ведется в размеренном тоне без каких-либо вкраплений, способных вызвать излишне сильные эмоции у зрителя. Но все же атмосфера фильма угнетает: постоянно хмурое небо, дождливая погода, виды тех мест, где, казалось бы, совсем недавно произошли трагедии - все это как будто погружает зрителя во что-то вязкое, и ты ощущаешь необъяснимую тревогу.

Вы когда-нибудь видели людей, которые крестятся перед тем, как зайти в вагон метро? Или людей, которые с ужасом сторонятся восточных женщин в их национальных костюмах? Наша нервная система настолько истощена, что нам повсюду мерещатся террористы. Мы не знаем, где ожидать удара. А вдруг следующей жертвой станем мы сами? Так в фильме есть эпизод, в котором съемочная группа пытается заснять двор школы, чтобы показать мирную жизнь, а сотрудники учебного учреждения вызывают полицию. Женщины мотивируют свои действия тем, что с видео могут непонятно что сделать, а затем оно попадет в Интернет. Даже в безобидной съемке документального кино люди способны усмотреть угрозу.

Создатели фильма ставили перед собой задачу проследить развитие понятия "террор" от его зарождения (они почему-то считают, что террор в современном мире начался с выстрела Каракозова в Александра II) до наших дней и понять природу "Стокгольмского синдрома". Как зритель, могу сказать, что истории достаточно, а вот тема синдрома оказалась для меня нераскрытой. И вообще, фильм немного сумбурен, как будто множество историй собрали в одну кучу для большей информативности. Информативно, никто не спорит. Но, признаюсь честно, самыми запоминающимися словами оказалась фраза из другого фильма -"Германия осенью"-«Иногда не важно, когда и как это началось, иногда не важно, как это называется. Главное, чтобы это прекратилось». Но и она вызвала вопросы у зрителей: "Как не важно, если сами начали с истории?"

Задумка показать всю суть террора через историю, не прибегая к душераздирающим подробностям, но в, то же время, не доходя до абсолютного обобщения, через мнения, мирную жизнь, которая в любую секунду может стать совсем не мирной или даже не жизнью, оказалась очень интересной. Зритель не ужасается, а задумывается над проблемой, которая уже давно требовала размышлений: "С помощью террора нельзя достичь счастья. Никогда". В фильме была упомянута фраза Василия Ключевского: "История ничему не учит, но жестоко наказывает за незнание своих уроков". Это и есть ответ на вопрос: "Нужно ли снимать фильмы про террор?"

Софья Падерина

Категория: Кино большого города