Не весна – это оттепель

Автор: Диана Буцко от 17-12-2013, 00:07, посмотрело: 1065

10 декабря на Первом канале была показана последняя часть многосерийного фильма Валерия Тодоровского «Оттепель». Столько о российском сериале не говорили уже давно. И это оправдано: «Оттепель» - один из лучших телевизионных фильмов за последние годы.

В сериале ощущается дыхание «Стиляг»: яркость, красочность, пластичность, легкость, песенность. Идею «Оттепели»режиссер вынашивал еще со съемок фильма о чувихах и чуваках. Раньше Тодоровский работал в этом жанре, но только в качестве продюсера. «Оттепель» - его дебют на телевидении, дебют яркий, достойный, качественный.

Герои фильма – молодое талантливое поколение шестидесятников, прототипом которого, возможно, стало окружение отца Валерия – ушедшего в этом году Петра Ефимовича Тодоровского. Отчасти истории героев – отзвуки жизни Петра Ефимовича, его друзей, только обработанные, типизированные, построенные по законам драматического искусства.

Главный персонаж – талантливый оператор Хрусталев (в блистательном исполнении Евгения Цыганова). Циничный эгоист, он пользуется популярностью в женском обществе, чем часто злоупотребляет. Вместе со своим другом-режиссером Егором Мячиным (Александр Яценко) они пообещали снять фильм по сценарию их недавно умершего приятеля Кости Паршина (Федор Лавров). Только советская бюрократическая машина не содействует мечтам киношников: сначала им необходимо снять чужой фильм. Молодой и зеленый Мячин получает наставника – Кривицкого (Михаил Ефремов). И они его снимают, влюбляясь, разочаровываясь, иногда сдаются, потому что ничего не получается, потом снова продолжают, чтобы исполнить данное друг другу слово.

«Оттепель» - это фильм о фильме, история о кино изнутри, подсмотренная за кулисами «Мосфильма». Но это история не только о кино, но и о жизни его создателей, в том числе - запоях, сексе и любви. Кажется, все перипетии выражены в саундтреке: «Как я была влюблена, и что теперь?».

Безумно красивая героиня Анны Чиповской – Марьяна – становится двигателем сюжета: Мячин и Хрусталев пытаются построить с ней отношения, не догадываясь о том, что они соперники. Заботливый, безумно влюбленный режиссер против типичного бабника-эгоиста, сердце которого стойко и непробиваемо как скала. После развода с женой-актрисой Ингой (Виктория Исакова) девушки в его жизни долго не задерживаются. Чем стремительнее развивается сюжет, тем яснее становится, что Инга и Хрусталев из одного теста: оба темпераментные, эгоистичные, они постоянно заводят новые романы. Прошлое не мешает им поддерживать дружеские отношения. Хотя иногда это не совсем вписывается в рамки дружбы. Или точнее – совсем не вписывается.

У героев Тодоровского один фильм на всех. На площадке они играют, работают, живут. Сюжет снимаемого Хрусталевым и Мячиным фильма удивительно похож на судьбу главных персонажей: девушка влюблена в мужчину, который любит свою бывшую жену. Кто знает, где заканчивается искусство и начинается жизнь.

Ярко и колоритно исполнили свои роли и другие актеры: Светлана Колпакова (властная жена Кривицкого), Яна Сексте (оператор Люся, влюбленная в брата Марьяны), Нина Дворжецкая (руководитель съемочного процесса Регина Марковна), Павел Деревянко (актер Будник).

И, конечно, невозможно умолчать о музыке. Константин Меладзе написал очередные хиты, которые звучат изо всех приемников. В который раз повторяет актриса и певица Паулина Андреева: «Я думала это весна, а это оттепель».

После затяжной зимы на российском телевидении наконец-то оттепель: с экранов уплывают потоки дешевых мыльных опер, ярче светит талантливая игра актеров, согревает тепло не приторных сюжетов.
Фильм Тодоровского, на мой взгляд, едва ли не первый за последнее десятилетие достойный конкурент иностранной кинопродукции.

Диана Буцко

Категория: Кино большого города