интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Авторские колонки » Записки озадаченного журналиста » Опера на ТВ: от маленьких «призраков» до «больших» звезд

 
 
 

Опера на ТВ: от маленьких «призраков» до «больших» звезд

Автор: Ольга Пурчинская от 24-10-2011, 22:11, посмотрело: 2710

Любите ли вы оперу? Ответ на этот вопрос у большинства опрошенных мною людей был отрицательным. О причинах лишь несколько человек сказали, что она им просто не нравится. Львиная доля респондентов попросту никогда не слушали ни одного музыкального спектакля.

А как помочь таким людям? Ведь для того, чтобы заставить их пойти в театр, неплохо бы сначала дать им понять, что же такое опера. Самый лучший способ – показать видеоноситель с конкретным музыкальным материалом.

В этом случае идеальным помощником является телевидение, а точнее канал «Культура», который регулярно, не реже 2 раз в месяц, показывает оперные фильмы и спектакли, как старинные, еще черно-белые, так и совсем новые, порой транслируемые в прямом эфире с самых знаменитых подмостков мира.

Этот способ все же является наиболее действенным для настоящих ценителей жанра, а вот привлечение в ряды поклонников одного из самых интересных видов театрального искусства новых людей требуются куда более серьезные меры. Например, создание телевизионных шоу, которые волшебным образом за короткое время станут крайне популярными у нас в стране.

Именно так решили поступить телевизионные боссы, и в текущем сезоне сразу два отечественных канала запустили в эфир проекты, созданные для популяризации в России жанра оперы.

С самого начала сентября Первый канал выдал на суд взыскательной публики передачу под названием «Призрак оперы». Суть ее заключается в том, что 8 заранее отобранных участников, состоящих из звезд российской (и не только) эстрады, соревнуются между собой в исполнении арий из знаменитых опер, оперетт, мюзиклов, народных песен и многого другого. А затем компетентное жюри выставляет оценки. Никто не выбывает из проекта, все заработанные баллы суммируются и в самом конце выводится итоговый результат. Зрители также могут влиять на турнирное положение, голосуя за любимого участника посредством SMS-сообщений.

Второе шоу, имеющее в основе аналогичную цель, было запущено в эфир чуть позже. Первый выпуск увидел свет в начала октября. Название проекта говорит само за себя: «Большая опера». Канал-вещатель более, чем логичен – «Культура». Здесь между собой соревнуются классические вокалисты, как уже имеющий опыт выступления на разных конкурсах и исполнявшие ярчайшие оперные партии в постановках знаменитых московских театров, так и совсем юные артисты, либо едва закончившие свое образование, либо еще находящиеся в стадии его получения. В рамках передачи они будут исполнять арии из известных российских и зарубежных опер и оперетт. Соревнования проходят в форме дуэлей: два участника, согласно заранее проведенному жребию, исполняют выбранную арию, а затем жюри определяет, кто из них в этом противостоянии победит (в некоторых случаях может быть зафиксирована ничья). Продолжительность конкурса – 2 месяца. Так что у конкурсантов будет 8 попыток проявить себя во всей красе, вызвав симпатии не только у строгих судей, но и у куда более лояльно настроенной зрительской аудитории, которая также может принимать участие в составлении турнирной таблицы, отправляя SMS за своего фаворита.

Имея некоторые схожие черты, эти программы, тем не менее, отличаются как ночь ото дня. Прежде всего, составом участников. В первом случае («Призрак оперы») друг с другом соревнуются эстрадные певцы, которые крайне редко исполняют свои произведение «вживую», отрабатывая зачастую целые концерты «под фанеру». И результат такого «облегченного» варианта выступления не заставляет себя долго ждать – у молодых людей уже налицо серьезные проблемы с дыханием. Да и слух у них, мягко говоря, не позволяет петь сложную классику.

А участники «Большой оперы», профессиональные вокалисты, имеющие высококачественное музыкальное образование и классическую постановку голоса, в этой музыке живут органично, как говорится, плавают там как рыба в воде. И уж точно не приучались петь «под фанеру», посему находятся в прекрасной вокальной форме, в тонусе.

Еще одно существенное отличие этих двух музыкальных проектов – это члены жюри. На Первом канале судейскую коллегию составляют Любовь Казарновская (председатель), Зураб Соткилава и Роман Виктюк. Когда смотришь на их работу, складывается ощущение, что эти люди не вполне понимают, что происходит у них перед глазами. Так, постоянно поются дифирамбы и слагаются оды «невероятно быстро прогрессирующему» Киркорову и «удивительно гениальному» Билану. Конкурсантов постоянно сравнивают с такими легендами музыкального театра, как Георг Отс и Татьяна Шмыга, хотя ни во владении голосом, ни в харизме, ни в подаче материала никто из них даже близко не стоял к названным выше легендарным артистам. Такие сравнения наводят на мысль: хорошо, что корифеи не дожили до момента, когда их будут сравнивать с эстрадными «звездами», причем сравнение это будет в пользу последних. И ладно бы подобные слова исходили только от одного Романа Виктюка, непосредственного отношения к опере не имеющего. А то ведь они исходят из уст Любови Казарновской и Зураба Соткилавы, которые сами некогда выступали на большой сцене, в том числе в крупных международных постановках!

А вот на «Культуре» жюри совсем иное. В его составе легендарные примадонны Елена Образцова и Тамара Синявская, чьи голоса являются, без преувеличения, бриллиантами, и записи спектаклей с их участием хочется просматривать и прослушивать бесконечное множество раз. Кроме того, судейскую коллегию дополняют: генеральный директор Латвийской Национальной Оперы Андрейс Жагарс и художественный руководитель Международной школы вокального мастерства Дмитрий Вдовин. И еще один представитель, который меняется каждую неделю. Не трудно догадаться, что все эти люди прекрасно разбираются во всех тонкостях оперного мастерства, и регулярно делают массу полезных замечаний, которые, безусловно, должны помочь молодым артистам не только в совершенствовании техники исполнения, но и в приобретении актерских навыков, без которых ни один театр, в том числе музыкальный, жить просто не может!

Не могу не сказать пару слов о ведущих. Бессменным «рулевым» на «Призраке оперы» является известный актер театра и кино Антон Макарский. Партнершей его в самом начале была его коллега Екатерина Гусева. Этот дуэт, имеющий богатый опыт выступлений в жанре мюзикла, выглядел довольно органично. Доброжелательные комментарии, знание специфики работы в музыкальном театре, полученное, что называется, личным опытом, - все это делало их не только сторонними наблюдателями, но и настоящими соучастниками процесса. Но уже в третьем выпуске случилась замена ведущей, и место Гусевой заняла эстрадная певица Сати Казанова. С ее появлением все позитивные качества «рулевых» сошли на нет, ведь вместо сопереживания участникам ведущая только и делала, что пыталась побороть свой акцент, избавиться от которого, видимо, не так просто, как стать «звездой» российской эстрады.

Состав ведущих «Большой оперы» куда более стабилен – это известный искусствовед Святослав Бэлза и знаменитая актриса Алла Сигалова. Обликом своим и манерой говорить эти люди сразу настраивают на роскошное, масштабное, грандиозное зрелище, чем, по сути, и является любой продукт музыкального театра.

А теперь еще раз хочу спросить: любите ли вы оперу? Так не любите или просто не знаете? Ну, тогда стоит восполнить этот пробел. Для этого можно, например, посмотреть спектакль на канале «Культура». Или шоу «Большая опера». Но я бы все-таки посоветовала сходить послушать ее в театр. Поверьте, сочетание «живой» музыки с прекрасным, также «живым», пением доставит вам ни с чем не сравнимое удовольствие, придаст жизненных сил и энергии, что в условиях начавшегося уже сезона холодов является совершенно необходимым. Ну а телевизор… Его можно посмотреть и в межсезонье, когда театры уезжают на гастроли.

Хороших вам спектаклей и отличного настроения!

Ольга Пурчинская

Категория: Авторские колонки » Записки озадаченного журналиста