интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Авторские колонки » Записки озадаченного журналиста » #МоиЛюбимыеАртефакты. Николай Ге. "Что есть истина? Христос и Пилат"

 
 
 

#МоиЛюбимыеАртефакты. Николай Ге. "Что есть истина? Христос и Пилат"

Автор: Ольга Пурчинская от 12-03-2021, 06:22, посмотрело: 130

«Что есть истина? Христос и Пилат» - групповой портрет русского художника Николая Ге (1831-1894). Написан незадолго до смерти мастера, в 1890 году. Картина относится к так называемому Страстному циклу. Вскоре после написания полотно приобрел знаменитый купец, меценат и коллекционер Павел Третьяков. Шедевр по сей день находится в постоянной экспозиции Государственной Третьяковской галереи.

Картина «Что есть истина? Христос и Пилат» - ни что иное, как иллюстрация евангельского новозаветного сюжета. На ней изображена сцена суда иудейского прокуратора Понтия Пилата над Иисусом Христом. Суть обвинения - попытка покушения пророка на захват власти в Иудее. Титул «Что есть истина?» - цитата из Евангелия от Иоанна.

Художник запечатлел на полотне момент, когда Пилат, готовый покинуть зал заседаний (преторию), задает подсудимому Иисусу важный вопрос. Ответ на него, согласно Священному Писанию, был получен такой: «Я есмь путь и истина и жизнь».

#МоиЛюбимыеАртефакты. Николай Ге. "Что есть истина? Христос и Пилат"Картина Н.Ге во многом новаторская для своей эпохи: характер изображения значительно отличается от традиционных канонов изобразительного искусства, актуальных в конце XIX века как в светской живописи, так и в церковной. Отдельного внимания заслуживает световое решение портрета. Подсудимый Христос стоит далеко в тени, изображение осуждающего его Пилата залито солнечным светом. Оригинальная колористическая композиция разрушает устоявшиеся стереотипы о том, что добро символизирует яркий свет, а зло - всепоглощающий мрак.

Изображение Иисуса далеко от привычных представлений об образе главной христианской святыни. Вместо традиционной, привычной фигуры красавца, совершенного во всех отношениях, с портрета Ге на мир взирает изнуренный, изможденный, мрачный, тщедушный персонаж.

Интересно, что холст, на котором мастер написал картину «Что есть истина?», изначально содержал эскиз другого его творения - «Милосердия». Это творение на выставке 1879 года вызвало по большей части негативные отзывы публики, и художник решил повторно использовать полотно, закрасив уже созданную картину.

Эта легенда получила официальное подтверждение в 2011 году в ходе рентгенографии. Работа проходила в рамках подготовки юбилейной выставки Н.Н.Ге в Государственной Третьяковской галерее.

Ольга Пурчинская

Фотография взята из свободных источников на просторах Интернета

Категория: Авторские колонки » Записки озадаченного журналиста