#МоиЛюбимыеАртефакты. Медный всадник

Автор: Ольга Пурчинская от 14-10-2020, 08:37, посмотрело: 171

#МоиЛюбимыеАртефакты. Медный всадникМедный всадник - памятник Петру I. Знаменитое изваяние из бронзы расположено на Сенатской площади Санкт-Петербурга. Открытие монумента состоялось 7 (18) августа 1782 года. Название «медный» за скульптурой закрепилось благодаря одноименной поэме А.С.Пушкина.

Памятник представляет собой скульптурное изображение Петра I верхом на коне. Эту работу выполнил французский скульптор Этьен Фальконе в 1768-1770 гг. Голову сделала ученица мастера Мари-Анна Колло. Змею в композицию, следуя замыслу Фальконе, позднее добавил русский скульптор Федор Гордеев. Отливка «Медного всадника» была осуществлена в 1778 году. Процессом руководил литейных дел мастер Василий Екимов.

В августе 1766 года русский дипломат Дмитрий Голицын, находившийся на службе в Париже, заключил соглашение с Фальконе. Этого скульптора Екатерине II рекомендовал философ эпохи Просвещение Дени Дидро, с которым императрица состояла в переписке. Согласно историческим документам, работы по созданию монумента начались 15 (26) октября 1766 года, едва французский скульптор прибыл в столицу Российской империи. Творческий процесс шел интенсивно.

Мастерская Фальконе располагалась в Тронном зале деревянного Зимнего дворца Елизаветы Петровны. Под временное жилье скульптора приспособили каменное здание дворцовой конюшни.

Основа пьедестала монумента - так называемый Гром-камень. Согласно легенде, его нашли недалеко от деревни Конная Лахта. Когда огромный мегалит вытащили из земли, котлован быстро заполнился водой. Образовавшийся на этом месте водоем получил название Петровский пруд (он существует и поныне).

Для доставки камня в столицу было решено воспользоваться зимними месяцами. Этот выбор не случаен: поскольку в холодное время года почва замерзает, перевозить по ней тяжелые грузы становится значительно легче. Путешествие будущего пьедестала продолжалась долго - с 15 (26) ноября 1769 года до 27 марта (7 апреля) 1770 года.

Обтеска камня осуществлялась по ходу его движения. Окончательный свой вид, которым уже много лет наслаждаются жители и гости Санкт-Петербурга, пьедестал обрел уже на Сенатской площади. Размер его значительно уменьшился.

Гипсовую модель памятника доработали к июлю 1769 года. В течение 2-х недель ее демонстрировали публике, после чего, согласно задумке, по ее образцу должны были отливать скульптуру. Фальконе ранее никогда не занимался такой работой, потому ожидал, что ее выполнит литейщик Б.Эрсман. Мастер прибыл в Петербург 11 мая 1772 года в компании 3-х подмастерьев, прихватив с собой необходимые материалы - песок, глину, землю и т.д. Литейщик не сумел выполнить в кратчайшие сроки все требования скульптора, и вскоре был уволен. Тогда всем последующим процессом подготовки к отливке монумента руководил сам Фальконе.

Первая версия «Медного всадника» была отлита в 1775 году. В 1778 французский скульптор покинул Россию, забрав с собой все важнейшие документы - расчеты, чертежи и технические задания. Довести работу над монументом до конца было поручено Ю.М.Фельтену - русскому архитектору, обучавшемуся мастерству в Германии.

«Медный всадник» - второй конный памятник российскому правителю. Изображение Петра несет в себе увековеченный в бронзе образ цивилизатора и законодателя. Фальконе описал свое творение так: «Монумент мой будет прост… Я ограничусь только статуей этого героя, которого я не трактую ни как великого полководца, ни как победителя, хотя, конечно, он был и тем, и другим. Гораздо выше личность созидателя-законодателя»…

Мастер одел царственного полководца в простую, легкую и удобную одежду, символизирующую, по мнению Фальконе, «все нации, всех мужей и все века; одним словом, это героическое одеяние». Центральная фигура композиции находится в подчеркнуто динамическом состоянии. Император сидит не на седле, а на медвежьей шкуре, которая, по мнению иностранца, является наиболее ярким символом России. Постамент-скала символизирует преодоленные Петром I многочисленные трудности, а змея - оригинальное решение по обеспечению статической устойчивости скульптурной композиции.

Ольга Пурчинская

Фотография взята из свободных источников на просторах Интернета

Категория: Авторские колонки » Записки озадаченного журналиста