#МоиЛюбимыеАртефакты. Собор Святой Софии

Автор: Ольга Пурчинская от 16-07-2020, 21:42, посмотрело: 186

#МоиЛюбимыеАртефакты. Собор Святой СофииСобор Святой Софии - Премудрости Божией (Святая София Константинопольская, Айя-София, Ἁγία Σοφία) - в далеком прошлом патриарший православный собор. Легендарный памятник византийского искусства, признанный шедевр зодчества, символ могущества, богатства и процветания одной из древних цивилизаций.

В тысячелетие Византийской империи (395-1453) собор Святой Софии наряду с Большим (святым) императорским дворцом представлял собой центр столицы - Константинополя. Сегодня это район Султанахмет, исторический центр Стамбула, одного из главных городов современной Турции.

В 1453 году Константинополь был захвачен воинами Османской империи. Восточные завоеватели первым делом переделали православный собор в мечеть. В 1935 году знаменитая средневековая постройка обрела статус музея и стала символом мира между «восточной» и «западной» частями Турции. Стамбул долгое время был той самой точкой, в которой пересекались два мира - европейский и азиатский, христианский и мусульманский.

Более тысячи лет Айя-София был едва ли не самой крупной христианской святыней в мире. Первой аналогичной постройкой, превзошедшей его по размеру, стал собор Святого Петра в Риме. Православная святыня впечатляет своими размерами: высота - 55,6 м, диаметр купола - 31 м. Еще совсем недавно собор был памятником искусства, находившимся в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Еще до появления Собора Святой Софии на том же самом месте была построена первая в истории христианская церковь (324-337). В те годы правил император Константин I (согласно другим источникам, Констанций II). Долгий век этой постройке уготован не был: она сгорела во время нашествия в 404 году. Воздвигнутую на ее месте церковь уничтожил пожар 415 года.

Собор Святой Софии начали воздвигать по приказу императора Юстиниана I. Созданием святыни руководили лучшие архитекторы своего времени - Исидор Милетский и Анфимий Тралльский. В их распоряжении была команда из 10 тысяч рабочих.

Правитель не жалел средств, и для осуществления его замысла надлежало использовать отборные материалы, прежде всего, мрамор. Сырье закупали в Нумидии, Иераполе, Каристе и Мармаре (Проконнис). Постройку отличают характерные элементы более древних зданий. Так, из римского Храма Солнца были взяты восемь порфировых колонн, из собора в Эфесе - восемь колонн из драгоценного мрамора редкого зеленого цвета. Юстиниан хотел, чтобы собор был не просто грандиозным, а по-настоящему роскошным и богатым на вид. Для этого при строительстве и последующей отделке широко использовались золото, серебро и слоновая кость.

Храм получился настолько огромным, восхитительным и драгоценным, что среди горожан быстро сложились легенды и предания о том, что строительство его не обошлось без вмешательства высших сил.

Сооружение такого собора не смогло пройти бесследно для правителя, поскольку поглотило три годовых бюджета страны, что весьма накладно даже для такого процветающего государства, каким в те годы была Византия.

Еще не достроенный до конца, собор обрел статус Великого. В дальнейшем для богослужений там предназначалась особая утварь из драгоценных металлов и роскошные одежды для священников. Широко применялись золото, серебро, медь, железо, электрум (минерал, разновидность золотого самородка, сплав золота и серебра), стекло, яхонт (красный и синий изумруды), бисер, оникс, алмаз, парча и иные материалы.

В годы правления Юстиниана I штат служителей собора составлял 525 человек, в его состав входили 60 священников, 100 диаконов, 40 диаконисс, 90 иподиаконов (клирик, связующее звено между старшими и младшими служителями в современной церкви), 110 чтецов, 25 певчих и 100 привратников. Позднее команда была расширена до 600 человек.

Последняя православная христианская служба прошла в Соборе Святой Софии Константинопольской в ночь с 28 на 29 мая 1453 года. Затем святыню захватили воины Османской империи. Вооруженные до зубов солдаты прорвались сквозь запертые двери, прикарманивая элементы драгоценного убранства, встреченные на их пути. Молившиеся там прихожане были убиты, добро разграблено. Уже 30 мая правитель Османской империи, султан Мехмед II, ступил на территорию храма и тут же обратил его в мечеть.

До середины XIX века на территории собора-мечети не проводилось никаких ремонтно-реставрационных работ. Лишь в 1847 году, когда постройке явно угрожало обрушение, султан Абдул-Меджид I приказал провести восстанавливающие мероприятия древнего монумента, символа власти, самодержавия и могущества.

Много позже, в 1935 году, согласно Декрету правительства Турции (подписан Кемелем Ататюрком), Собор Айя-София получил новый для себя статус музея. К 1939 году были завершены реставрационные работы под руководством американского археолога Томаса Уиттимора, в ходе которых мастерам удалось очистить от многовековой пыли и штукатурки легендарные мозаики, датированные периодами правления императоров Юстиниана I, Льва VI и Иоанна Цимисхия.

Мраморные полы собора в течение нескольких веков были плотно скрыты под ковриками молящихся мусульман, но непосредственно перед открытием дверей музея для первых посетителей эти элементы восточного влияния изъяли из прилюдного обращения.

В 2006 году, согласно особому распоряжению турецких властей, в музее Айя-София выделили отдельное помещение, в котором сотрудники могли проводить тайные мусульманские обряды и церемонии.

К сожалению, буквально на днях радикально ориентированные (то есть настроенные на восток) власти Турции приняли шокировавшее многих светских ценителей Прекрасного по всей планете решение переименовать музей, некогда бывший православным собором, в Большую мечеть Айя-София (таково единственное на сегодняшний день официальное название здания).

Ольга Пурчинская

Фотография взята из свободных источников на просторах Интернета

Категория: Авторские колонки » Записки озадаченного журналиста