интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Авторские колонки » Записки озадаченного журналиста » #МоиЛюбимыеАртефакты. Леонардо да Винчи. "Тайная вечеря"

 
 
 

#МоиЛюбимыеАртефакты. Леонардо да Винчи. "Тайная вечеря"

Автор: Ольга Пурчинская от 1-06-2020, 20:38, посмотрело: 218

#МоиЛюбимыеАртефакты. Леонардо да Винчи. "Тайная вечеря"«Тайная вечеря» (от итал. L’Ultima Cena или Il Cenacolo) Леонардо да Винчи - монументальное изображение сцены последней совместной трапезы Иисуса Христа и его учеников. Шедевр создавался в промежутке между 1495 и 1498 годами. Мастер работал на территории миланского доминиканского монастыря Санта-Мария-делла-Грацие.

Грандиозный артефакт представляет собой грандиозное полотно размером 460 на 880 см, оно венчает заднюю стену монастырской трапезной. Тематика изображения максимально точно отображает место расположения.

Заказчиками легендарного изображения выступили патрон Леонардо, герцог Лодовико Сфорца (видный политический деятель эпохи Возрождения), и его супруга, принцесса Беатриче д’Эсте. Работал мастер на протяжении трех лет, с небольшими перерывами. Точно установить, когда именно художник приступил к созданию своего полотна, не представляется возможным: большинство из сохранившихся документов датированы 1497 годом, и то, что происходило ранее, остается лишь гипотезой историков-искусствоведов. Согласно официально подтвержденной информации, существуют три ранние копии полотна Леонардо, сделанные одним из его подмастерьев.

«Тайная вечеря» - важнейшая веха в истории светско-религиозного изобразительного искусства эпохи Ренессанса. Художнику удалось доселе невозможное: точное воспроизведение глубины перспективы задало новый вектор развития изобразительного искусства (главным образом живописи) в странах Западной Европы.

Свой шедевр Леонардо создавал в уникальной технике, на сухой стене, а не на традиционной для фресок (а именно к этому жанру изобразительного искусства большинство ценителей Прекрасного относят «Тайную вечерю») влажной штукатурке. Художнику во время работы требовалось регулярно измерять то, что получается - заказчик требовал точного соблюдения заявленного размера. С типичными фресками такое невозможно, поэтому мастер предварительно обработал монастырскую стену - покрыл ее слоем смолы, мастики и гипса, а затем пользовался темперой (краски, которые получаются путем разведения водой специальных сухих порошковых пигментов; связующий элемент - натуральные или синтетические эмульсии).

Полотно представляет собой групповой портрет. Действующие лица - апостолы - сгруппированы отдельно, по три человека. Центральный объект - Иисус Христос. Далее, слева направо, расположены: Варфоломей, Иаков Алфеев и Андрей; Иуда Искариот, Петр и Иоанн; Иаков Зеведеев, Фома и Филипп; Матфей, Иуда Фаддей и Симон. Кто есть кто на этой трапезе, доподлинно известно. Идентифицировать героев удалось в XIX веке, когда в распоряжение искусствоведов попали найденные дневники Леонардо.

Полотно было написано в конце XV века нетрадиционным для фресок способом, и уже совсем скоро, в 1517 году, повышенная влажность привела к первому отслоению краски, а к 1556 году изображение настолько испортилось, что, согласно утверждению официального биографа Леонардо Джорджо Вазари, фигуры было практически невозможно узнать.

Первая реставрация случилась много позже - в 1726 году. Художник Микеланджело Белотти заполнил образовавшиеся прорехи масляными красками, а потом покрыл все полотно слоем лака. Такого «ремонта» хватило менее, чем на 50 лет, и следующая попытка случилась в 1770 году. Мастер - Джузеппе Мацца. Счистив предварительно следы работы своего предшественника, он переделал большую часть лиц. Продолжить работу он не смог из-за возмущения общественности. В те годы происходили вооруженные столкновения, и монастырская трапезная временно превратилась в оружейный склад, а затем в тюрьму.

Следующий непростой момент в истории «Тайной вечери» случился в 1821 году. Стефано Барецци, известный своим умением с ювелирно-хирургической аккуратностью удалять фрески со стен, был приглашён с целью перенести роспись в более безопасное место. Мастер серьёзно повредил центральную секцию, прежде чем осознал, что работа Леонардо не является фреской. Барецци предпринял попытку приклеить повреждённые участки обратно.

Самый серьезный ущерб великому полотну был нанесен в годы Второй Мировой войны. Во время мощной бомбардировки 15 августа 1943 года оно вновь было сильно повреждено, несмотря на защитные барьеры в виде мешков с песком. В 1970-е годы изображение выглядело сильно разрушенным. Масштабная реконструкция началась в 1978 году и продолжалась более 20 лет. 28 мая 1999 года роспись была открыта для просмотра.

Ольга Пурчинская

Фотография взята из свободных источников на просторах Интернета.

Категория: Авторские колонки » Записки озадаченного журналиста