Вакансия, изменившая город

Автор: Ирина Обухова от 29-05-2013, 14:25, посмотрело: 1676

«Взрослую» книгу Джоан Роулинг «Случайная вакансия» ждали многие, однако помимо предвкушения увлекательного чтения кое-кого одолевали и сомнения: сможет ли принципиально новая работа получиться столь же захватывающей, как и приключения юного волшебника?

Хотя дух сказки уступил здесь место реальности, и события разворачиваются в сонном провинциальном городке Пэгфорд, а не в школе Хогвартс, книга всё равно не перестаёт быть интересным произведением, которое отличается объективным изображением повседневной жизни и психологии героев.

Сюжет немного предсказуем: что же ещё может произойти после внезапной смерти члена местного совета Барри Фейрбразера, как ни выборы нового кандидата?

Поначалу активного действия в повествовании не наблюдается, и от этого трагическая кульминация романа воспринимается ещё острее и неожиданнее. К слову, кульминациями здесь можно считать два события: избрание нового советника, которое многих не устроило, поскольку его инициативы могут негативно сказаться на судьбе города, и гибель маленького ребёнка на реке. Именно второе событие повлияло на героев сильнее и заставило пересмотреть своё отношение к жизни. Многие из них вспоминают, что в тот злополучный день видели ребёнка, гулявшего без присмотра, но предпочли пройти мимо, ведь он из неблагополучной семьи.

Презрение жителей к подобным людям вызвано давней борьбой благоустроенного Пэгфорда и его предместья Филдса (где и живут маргиналы), которое члены совета Говард Моллисон и Обри Фоли не прочь передать другому крупному городу – Ярвилу, однако у них находятся политические противники, а смерть Барри только обостряет проблемы, связанные с предместьем. Это противостояние далеко не единственное в «Случайной вакансии». В Пэгфорде конфликтуют все: жёны и мужья, родители и дети, сослуживцы, члены совета. Зачастую конфликты порождены не столько разными убеждениями (например, противоположные позиции по вопросу Филдса у Говарда Моллисона и Парминдер Джаванды), сколько нежеланием понять другого и личными обидами. Особенно это касается отношений родителей и детей. Так, Саймон Прайс, человек авторитарный и вспыльчивый, периодически задирает своего сына Саймона. Подросток придумывает план мести отцу, решившему баллотироваться, не подозревая, что подобная мысль придёт в голову и его одноклассникам.

Подростки у Роулинг вышли гораздо интереснее и многограннее, нежели взрослые. Конечно, подростковые проблемы глазами старших представляются обычными в их возрасте: серьёзная влюблённость, непонимание родителями, бунт против общепринятых норм. Но вместе с тем именно подростки ведут себя искреннее, тоньше чувствуют перемены в городе и понимают психологию других.

Один из самых сильных и неоднозначных образов «Случайной вакансии» - Кристал Уидон, чья мать проходит реабилитацию в наркологической клинике. Вместе с маленьким братом Робби они живут в Филдсе. С одной стороны, Кристал почти не учится, не слушает старших, не гнушается воровством, с другой – она горячо любит своего брата, отличается упорством и внутренней силой. Во многом благодаря девушке её безвольная мать Терри пытается избавиться от наркотической зависимости и измениться.

Интересен подход Роулинг к своим героям: сначала она показывает их читателям или с положительной, или с отрицательной стороны. Потом наше первое впечатление о персонажах разбивается: они попадают в ситуацию, которая выявляет у них совсем иные личные качества. Можно сказать, что идеального героя в книге нет, однако в повествовании не только о буднях Пэгфорда, но и о жизни в целом, где всё неоднозначно и переменчиво, подобный герой и не требуется.

Сравнивать «Случайную вакансию» с «Гарри Поттером» бесполезно. Здесь изображён наш мир, где на силу волшебства надеяться опрометчиво. Но объединяет эти произведения одно: литературное мастерство автора, его талант рассказчика и умение показать человека с разных сторон, не оправдывая и не осуждая. Не случайно Парминдер Джаванда, думая о непутёвой Кристал, вспоминает изречение индийского героя-сикха: «Божественный свет исходит из каждой души».

Ирина Обухова

Категория: Авторские колонки » Литература. XXI век