Куда приводят благие намерения

Автор: Ирина Обухова от 18-05-2010, 00:46, посмотрело: 2851

"Гений и злодейство несовместимы", - уверенно заявлял классик. А гений и страдание? В книге бывшего вокалиста "Mullets" Джои Гебеля "Пытка для гения" эти понятия совместимы, даже очень.

Произведение назвали "талантливым, ядовитым гротеском "индустрии развлечений", книга беспристрастно показывает читателю ситуацию в массовом искусстве, которое можно сравнить с заводским конвейером: изделия, сходящие с него, одинаковы, разве что одно перевязано красной ленточкой, другое - зелёной. Такими же незначительными отличиями обладают "творцы", описанные автором: их музыка или фильмы скованы одними рамками, только биография и внешность создателей разнятся. Творческое "я" и новый подход – брак в этом цехе по производству одинаковой жвачки для мозгов. Как всё исправить? Как вернуть искусству истинное предназначение?

Этим нелёгким делом занялась организация "Новый Ренессанс", взявшая на себя труд вырастить гениев, чьи работы поразят сознание общества. Но не суждено молодым талантам раздавать автографы под вспышки фотоаппаратов – их произведения выйдут на зрительский суд, но создатели останутся в тени.

В книге рассказана история такого человека – талантливого юноши Винсента, жизнь которого и до поступления в академию нельзя назвать радостной: детство без отца, безалаберная мать-эгоистка, глупые братья и сестра. Несмотря на окружение, Винсент уже в семь лет проявляет незаурядные творческие способности, тонко чувствует и видит незаметное глазам простых людей.

Самым близким человеком для него становится личный менеджер Харлан Айффлер, всегда готовый помочь советом и поддержать. Он недоволен ситуацией в современном искусстве, поэтому пришёл в «Новый Ренессанс» не только ради интересной работы, но и из-за желания хоть что-то изменить в индустрии развлечений.

Айффлер хранит в сердце страшную тайну: именно он виноват в несчастьях одарённого ученика.
Основное правило академии – гений должен страдать морально или физически, только тогда из-под его пера выйдет шедевр.

Действительно, многие великие люди переживали из-за непонимания общества, невзаимных влюблённостей, болезней. Может (кто знает?), они были творческими двигателями, но любое страдание всё равно истощает душу. Харлан предупреждает об этом Винсента, но мальчик воспринимает будущие трудности как неизбежное. Менеджер убирает все преграды, мешающие писательской работе: травит любимую собачку, разлучает с девушками, ссорит с другом. Юноша считает себя неудачником по жизни, единственное, что его радует, - талант.

В конце романа мы встречаемся с повзрослевшим Винсентом, который уже ничего не пишет, но он счастлив – у него есть маленькая дочь по имени Норма Джин. Он прошёл через неудачный брак, занимает низкооплачиваемую должность, однако обрёл гармонию в душе.

Несмотря на гротеск, книга пронизана чувством грусти и сожаления. С одной стороны цель "Нового Ренессанса" благая – дать людям чистое искусство вместо штампованного суррогата, но плата за это – игра с человеческими душами и чувствами, которая ещё никого не довела до добра. Может, не стоит?

Ирина Обухова

Категория: Авторские колонки » Литература. XXI век