Потрясение мозга

Автор: Ирина Обухова от 11-03-2009, 23:12, посмотрело: 3201

Эта книга похожа на конфету, с постоянно меняющимся, но приятным вкусом, однако самое важное скрыто внутри: «начинка» под названием авторское «я».

Роман Петра Гладилина «Платоническое сотрясение мозга» водит читателя по лабиринтам событий, иногда впереди ждёт совсем неожиданный поворот, и с замиранием сердца думаешь, куда забросит судьба главного героя, мудрого, колеблющегося и непостоянного философа-одиночку.

В основу романа положена история отношений главного героя с девушкой Сашей. Случайная встреча в книжном магазине перевернула жизнь двух людей. Так, человек с «резким, охлаждённым умом», немного циничный, предпочитающий созерцать беспокойную жизнь, начинает понимать, что девушка превратилась в полноправную хозяйку его мыслей, хотя остальные возлюбленные давно стёрлись из памяти. В результате скандала герои расстались, Саша вышла замуж, следующие встречи ни к чему не привели, лишь в финале герои снова вместе, они чувствуют, как мир грёз и перевоплощений становится материальным, как меняется жизнь, и в седьмой день творения материального мира они «просыпаются навсегда».

Конечно, финал может показаться неожиданным, ведь герои не смогут жить друг с другом, у них разная психология, мировоззрение. Саша – живая, чувственная девушка, непохожая на холодного «созерцателя», но поверить в счастливую концовку хочется всегда. Несмотря на нестыковку, роман, жанр которого автор назвал «афродизиак» (любовный напиток), держит читателя в цепких объятиях не протяжении всего повествования. Любовь во всех её проявлениях проходит красной нитью по всей книге. Читая, мы словно совершаем путешествие по неведомому маршруту, который определяет фантазия писателя. Такую иллюзию помогает создать литературное мастерство автора.

Язык Гладилина метафоричен, роман пестрит оригинальными образами: депутат, распятый на кресте, мастерская, где люди становятся похожи на глину, из которой можно вылепить любой предмет. Не всегда образы легко разгадать, но можно просто насладиться отличной игрой слов.

Яркие сравнения тоже не оставят нас равнодушными: «Я быстро, как по команде, оделся и выпал из двери моего дома, словно самоубийца из окна»; «И только она обернулась, и только наши глаза встретились, меня как будто ударило железным фартуком паровоза, буфером, решёткой».

Простые слова обретают иной, потаённый смысл, вписываясь в мир «Платонического сотрясения мозга» - многогранный, фантастичный, кладовую метафор и аллегорий. Авторские загадки можно разгадывать часами, находя всё новые ответы.

Выразительные средства и контексты выступают в романе на первый план, однако не вытесняют философию и сюжет произведения, а придают им «изюминку».
Хочется отметить, что книга во многом оправдывает своё название, она не сотрясает, а потрясает ум и душу, будоражит воображение. Её нельзя просто читать, можно поглощать каждую страницу, грызть букву за буквой, как деликатес. Если бы все современные книги были такие!

Ирина Обухова

Категория: Авторские колонки » Литература. XXI век